Дорогой дальнею, дорогой длинною... Краткая история немецких автобанов
Если провести опрос среди водителей, то выяснится, что почти каждый из них мечтает промчаться по знаменитому немецкому автобану, хотя возможно эта езда и не приведёт вас в восторг, которого вы ожидаете. Как появились эти знаменитые дороги, почему на них нет ограничений скорости, и каково это – ездить на максимальной скорости?
Начало истории
Первые в мире автомагистрали с ограниченным доступом, на которые транспортные средства могли въезжать только в специально предусмотренных для этого местах, появились в Нью-Йорке в начале 1900-х. В Германии же строительство первой подобной магистрали началось в 1913 году, хотя Первая мировая война отложила её открытие до 1921-го. Получившая название Automobil Verkehrs und Übungs straße, то есть Автомобильная дорога для движения и тренировок, построенная недалеко от Берлина, одновременно служила гоночной и испытательной трассой. По сути, это были два прямых дорожных полотна, с поворотами и виражами, но разделёнными проезжими частями и ограничениями для грузовых и автобусных перевозок, ставшие первой современной автомагистралью Германии. Она и по сей день остаётся частью немецкой дорожной сети, с комплексом оригинальных деревянных трибун, построенных в местах, где когда-то проходили гонки.
Рейхсавтобан
Планирование сети междугородних автомагистралей в Германии началось в середине 1920-х, но только после открытия в 1932 году участка Кёльн-Бонн, строительство началось всерьёз. Изначально правительство выступало против дорожной сети, на том основании, что это принесёт пользу только богатым аристократам, которые могли позволить себе автомобиль. Но окончательно идея разветвлённых автомагистралей была принята только после того, как Адольф Гитлер осознал ценность «личной мобильности» – общенациональной дорожной сети Германии и доступного «народного автомобиля». Проект должен был стать первой в мире сетью высокоскоростных дорог. Строительство, получившее название Рейхсавтобан, шло невероятными темпами, пересекая страну с востока на запад и с севера на юг. Причём маршруты прокладывались таким образом, чтобы подчеркнуть красоту немецких пейзажей. Но условия работы и оплата труда на строительстве были, мягко говоря, не идеальными, и к концу 1930-х годов, когда производители вооружения предлагали лучшие рабочие места, найти рабочую силу стало довольно трудно. К тому же, начавшаяся война мешала строительным работам, а нацисты не рассматривали дорожную сеть как военный актив, хотя на некоторых участках и была нанесена разметка, для использования дорого в качестве взлётно-посадочных полос. В 1943 году работы на Рейхсавтобане были полностью остановлены. К этому времени проложили около двух тысяч километров полотна.