«Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского — фильм об уроке советской истории, который нельзя прогулять
31-й «Кинотавр» закроется картиной, которая уже получила специальный приз в Венеции и обозначила себя как важнейшее кинособытие года. Это «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского — черно-белая драма о расстреле мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Кинообозреватель Esquire Егор Москвитин посмотрел фильм и рассказывает, почему эта картина вызывает смешанные, но очень бурные чувства.
По чистому и сонному южному городу, взятому в тиски черно-белого кадра, едет поливальная машина — частая героиня оттепельных фильмов, чаявших стряхнуть с жизни пыль. Звучит гимн Советского Союза — символ нашей способности вкладывать в одну и ту же мелодию разные смыслы. На смятой простыне в квартире — два партработника, мужчина и женщина, не супруги. Произошла измена, но кризис веры, умолчания и компромиссы — привычная для этих героев система координат. Даже в коммунизм они верят разный: он оправдывает Хрущева, она повторяет имя Сталина, как оберег. Андрей Кончаловский — не Юрий Быков, так что бунт на заводе он покажет глазами партийной номенклатуры и генералов, а не народа. То ли потому, что с народом для режиссера оперы “Борис Годунов” все ясно. То ли потому, что исследовать логику власти сейчас важнее.
Так или иначе, но за окном начинается 1 июня 1962 года — страшного и странного времени, когда в кино показывали такие свободные вещи, как “9 дней одного года”, на Кубе готовились к Третьей мировой, а из магазинов исчезали продукты. Решительнее всех в том году власти ответили жители Новочеркасска — люди с завода, на котором одновременно увеличили нормы выработки и снизили зарплаты. Южане (а на Дону, как скажет ближе к финалу старый казак, Бога нет) вышли на мирную демонстрацию. Власти ответили насилием; минимум 24 человека были убиты во время шествия, еще двоих казнили; больше ста демонстрантов получили сроки, а тысячи замолчали — события этого дня были засекречены вплоть до распада СССР.