Дом по подписке: как новое поколение выбирает жилье в эпоху post-luxury
Пока лучшие архитектуры на пару с писателями-фантастами представляют, как в скором будущем мы будем жить в боксах, управляемых искусственным интеллектом, уже сегодня новое поколение совершенно иначе относится к выбору жилья.
Миф начала десятилетия о том, что миллениалы не покупают жилье, стоит переформулировать: «не покупают стандартную формулу «квадратные метры по определенному адресу». Жилье остается самым популярным видом инвестиций и составляет наибольшую долю мирового экономического актива — 75% всей недвижимости. Цифра озвучена Рейниром де Граафом, сооснователем исследовательской студии AMO и партнером архитектурного бюро OMA на МУФ-2019. В то же время оно становится все менее доступным большинству, что делает острым вопрос социальной архитектуры и отказа от приватных пространств в пользу общественных. Фокус поколения переместился на путешествия, образование, духовные опыты, развитие и впечатления. Все это поменяло представление о том, каким должен быть современный дом.
Сегодня проект современного дома совпадает с идеями, которые в начале прошлого века озвучивали архитекторы-конструктивисты. Дом становится функцией, поэтому выбор покупателя все чаще зависит от ритма жизни и видения мира, чем от дохода. А главную роль играет сообщество — люди, которые разделяют общие ценности и ответственность. Не так важно, чем ты владеешь (все можно взять в аренду), чем то, что ты делаешь и какой образ жизни выбираешь.
Дом как сервис лучшего мира
Игровая индустрия научила поколение миллениалов, что лучший мир можно запрограммировать, а сила горизонтальных связей и городских протестов доказала, что свои интересы можно отстаивать перед корпорациями (не построенный кампус Google в берлинском Кройцберге) и правительствами (массовые восстания в Гонконге, Париже, Сантьяго де Чили и далее везде). Так что даже в столь медленной индустрии, как жилое строительство происходит эволюция.
Коливинг R50 — пример того, как архитекторы без девелопера построили дом в Берлине, жители которого сэкономили около 30% стоимости при покупке жилья. Это территория бережного отношения к ресурсам, уважения, сотрудничества и попытки создать универсальные ценности еще на этапе проектирования. Так жильцы выбрали одинаковые материалы отделки для апартаментов, договорились о площади общей гостиной, библиотеки, устройстве эксплуатируемой крыши и даже общей прачечной.