Портретная галерея Дмитрия Быкова: писатель Всеволод Вишневский

ДилетантКультура

Всеволод Вишневский

1.

Всеволод Вишневский — это, конечно, ужас, летящий на крыльях ночи. И даже я, со всей моей пристрастностью к советскому периоду русской литературы, почти не нахожу, за что его похвалить. Если он и представляет интерес для сегодняшнего исследователя, то прежде всего как топорный исполнитель топорных предписаний: в изучении этого ремесла есть свой интерес и даже своя актуальность, но предмета для критики тут нет.

Самый красноречивый пример, конечно, это «Незабываемый 1919-й» — худшая из его пьес, которой он придавал исключительное значение: торопился закончить, напечатать, свеженький «Новый мир» за декабрь 1949 года с пылким автографом отнес лично в кремлевскую приемную, к окошечку, где принимали письма. Поздравил, стало быть, с 70-летием. Ответ не заставил ждать: уже 8 марта 1950 года был опубликован указ о новых сталинских премиях, премия первой степени — ему. Пьеса и так была чудовищная, а для фильма Михаила Чиаурели он еще внес туда поправки, актуализирующие содержание, и вот это уже совсем нельзя смотреть, даже в общем контексте «эпохи малокартинья». Правда, соавтором сценария числится Александр Филимонов, на чьей совести свежайшие поправки, внесенные уже после смерти драматурга. Там почти нет собственно Гражданской войны, зато есть ужасный русофоб Черчилль, желающий погубить не революцию даже, а Россию как таковую. Ну а что вы хотите, эпоха требует! Только что он был союзник, теперь сказал Фултонскую речь, мы опять против всего мира, и единственная надежда осажденной России — конечно, товарищ Сталин! Робкий, зашуганный Ленин в исполнении Павла Молчанова только и ждет, пока красивый, демонический Сталин-Геловани наведет порядок, спасет Петроград от Зиновьева, вдохновит на борьбу местный пролетариат и наставит на ум интеллигенцию. Черчилль больше всех боится Сталина, только о нем и говорит. Занятно, что Сталин и Черчилль, так недавно дружелюбно позировавшие фотографам в Ялте, — оба на момент создания фильма живы; Сталин в 1919-м — орел молодой, а Черчилль¸ в роли которого мучился великий Станицын, — тогда уже глубокий подагрический старик, даром что старше Сталина на какие-то пять лет, а Ленина младше на четыре. Сталин, посмотрев эту невыносимую агитку, сказал раздраженно: «Нэ так все было. Савсэм нэ так!» — но, по свидетельству Хрущева, пересматривать картину любил, особенно ему нравилась сцена, когда он едет на бронепоезде, невозмутимо куря трубку под обстрелом. Пули уважают, не долетают.

А если бы сказали Вишневскому, что товарищ Сталин перегибал и вообще злодействовал? Вишневский, думаю, и тут все переделал бы в соответствии с духом времени. А если бы узнал, что и товарищ Ленин был не во всем прав? Вот тогда бы не переделывал, нет. Тогда бы он честно умер. Собственно, он так и поступил 28 февраля 1951 года, едва отметив 50-летие. Думаю, он что-то начинал понимать — отсюда его вялость в последние годы, неспособность работать, переутомление. Верить-то он верил, но энтузиазма уже не испытывал — общее разочарование коснулось и его.

Он всегда придавал себе колоссальное значение. Тщательно датировал письма, подкалывал их копии в свои архивные папки. Вел с членами редколлегии (редактировал «Знамя») тщательно хранимую в секретариате переписку по множеству поводов. Все свои распоряжения, озарения, идеи тут же оформлял в виде записок. Отсылал таковые записки писателям-коллегам, Федина, сочинявшего трилогию о Гражданской войне, заваливал книгами и статьями из своего архива, следил, чтобы он с ними тщательно знакомился, описывал знамена и обмундирование Первой конной в мельчайших деталях… Поощрял авторов журнала, внимательно следил за творческим процессом, помогал литературой по теме. Рецензию на вторую серию Ивана Грозного на шестнадцати машинописных страницах зачитал лично Эйзенштейну! — и несчастный Эйзенштейн, мизинец которого был гораздо умней Вишневского, выслушал уважительно и сказал: как жаль, что Всеволод Витальевич не будет этого печатать. Ведь это лучшая его проза. Зачем сказал? То ли в такой хитрой форме попросил не печатать (фильм считался неготовым, после беседы со Сталиным Эйзенштейну дали возможность переделать вторую серию и закончить третью), то ли трезво оценил прозу Вишневского. Она ужасна. Если в драматургии еще случаются просветы, то проза — ну, каждый желающий может оценить этот набор идейно правильных междометий, в сети все есть. «Сибирцы подходят: цепями, вперебежку. Интервалы по фронту — три шага. Примолкли все. Тихо. Тут у одного зубы застучали. Слышно, как снег скрипит. Командиры матросские — старые, бывалые — ловят глазом, чуют нутром: опередить сибирцев надо, ожечь их прежде, чем „ура“ начнут. С „ура“ легче идти, а если их раньше стегануть — труднее им наступать будет.

Братки лежат, левыми локтями под собой ямки буравят. Кто понервнее — курок поставит, чтобы не дернуть раньше других. Полковой пес, взятый с крейсера, стал подскуливать. Цыкнули — умолк. Пулеметчикам из резерва горячие чайники лётом тащат: кожуха пулеметов прогреть надо. И вот — с фланга: „По противнику! Постоянный! Пальба рот-той!“

Старый унтер голос дал — что в тринадцатом году на плацу у Исаакия:

— Рот-та!

Подождем… На выдержку берет…

— Пли!

Эх, плеснули! Ох, капнули! С елей снег посыпался…»

Автор был верен себе и писал в этом духе все, включая эпопею «Война», которую так и не окончил. Аналогичным кавалерийским наскоком действовал он и в литературной критике, и в издательской политике, разрывая со всеми, кто казался ему недостаточно идейным. С Мейер хольдом порвал, когда тот принял к постановке пьесу Эрдмана «Самоубийца». Эрдман не наш, Эрдман тащит вправо! И причиной его депрессии, вероятно, было то, что верх брали не идейные, а — приспособившиеся. Этого он не мог не видеть, ибо они оттесняли и его. И что-то даже трогательное было в его запоздавшей на 20 лет верности идеям и методам Первой конной: он был человек двадцатых, хороши они или плохи, а вокруг уже были люди сороковых. (Люди тридцатых постепенно друг друга перестреляли, и в пятидесятые их уже почти не было.)

2.

Биография его была удивительно прямой, редкой по тем временам: все колебались, перековывались, а он летел ровно, маленький, круглый и твердый, как пушечное ядро. Он был, между прочим, из непролетарской, интеллигентской среды, сын инженера, учился в Первой СанктПетербургской гимназии (ныне школа 321), истории учил его Василий Григорьевич Янчевецкий, впоследствии писатель В. Ян, переживший его на три года. У Яна была своя педагогическая теория, изложенная в брошюре «Что нужно сделать для петербургских детей»: скаутские лагеря, военные тренировки, футбол, все это в обстановке самой романтической, с чтением Буссенара, с долгими увлекательными путешествиями по питерским окрестностям, с тренировками и раскопками… В четырнадцатом году гимназисты массово сбегали на фронт, некоторых ловили и заворачивали, но Вишневскому повезло. Он дошел до фронта с лейб-гвардии егерским полком, успел побывать в двух боях, но тут его узнал полковой священник, прежде преподававший у них в гимназии Закон Божий. Он настоял на отправке 14-летнего гимназиста в тыл — а через три дня его роту выбило почти сплошь, уцелели 12 человек. Об этом Вишневский узнал в Петрограде, из письма однополчанина Семена Кабанова — тот отвечал младшему другу на поздравление с Пасхой и подарки, которые все достались ему одному.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мучительница и душегубица» «Мучительница и душегубица»

Дело помещицы Салтыковой

Дилетант
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Трагедия Александра Колчака Трагедия Александра Колчака

Бесстрашный морской офицер и истеричный неудачник в одном лице

Дилетант
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Уйти, чтобы остаться Уйти, чтобы остаться

Дело супругов Гиммер, обвинявшихся в инсценировке самоубийства

Дилетант
Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться Что такое «эмоциональное наводнение» и как с ним справиться

Что делать, когда реакция организма на перемены становится чрезмерной?

Psychologies
Варвары-германцы против империи Варвары-германцы против империи

Покорить дикие племена Германии не смогли даже великие полководцы Рима

Дилетант
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Не пытайтесь от него избавиться: 4 способа обратить синдром отличницы себе во благо Не пытайтесь от него избавиться: 4 способа обратить синдром отличницы себе во благо

С чем связан синдром отличницы? Какие у него последствия?

Psychologies
Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей

Глава из книги Джонатана Сакса — о культуре отмены и самосуде

Psychologies
«Современное искусство заражало людей чувством свободы» «Современное искусство заражало людей чувством свободы»

Чем занимался отдел новейших течений Третьяковской галереи

Weekend
Семь причин сонливости Семь причин сонливости

Спите 7–8 часов, а днём всё равно клюёте носом?

Здоровье
Рай от-кутюр Рай от-кутюр

Соосновательница брендов Splat и Edem о том, как построить бизнес с мужем

Grazia
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
Как у тебя хорошо! Как у тебя хорошо!

Как правильно просить дом о помощи?

VOICE
Как человеческий мозг может быть таким большим Как человеческий мозг может быть таким большим

Для чего человеческому мозгу такие активные нейроны?

ТехИнсайдер
Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать» Знали ли вы, что витамины можно «вдыхать»

Почему мы чувствуем бодрость, когда вдыхаем свежий воздух на природе?

ТехИнсайдер
Город солнца Город солнца

Самые яркие локации столицы солнечной Мордовии — Саранска

Лиза
Основы молодости Основы молодости

Как повлиять на биологический возраст и в чем кроется секрет долголетия?

Grazia
Замуж за друга: 3 непридуманные истории Замуж за друга: 3 непридуманные истории

Как получается, что мы вдруг видим возлюбленного в том, кого считали друзьями?

Psychologies
Вместо «тренировки волос»: 4 работающих хака, которые помогут мыть голову реже Вместо «тренировки волос»: 4 работающих хака, которые помогут мыть голову реже

Можно ли натренировать волосы, чтобы они медленнее пачкались?

VOICE
Как не стать зависимым от гаджетов: 4 эффективных способа Как не стать зависимым от гаджетов: 4 эффективных способа

Как контролировать использование гаджетов и не попасть в зависимость от них?

ТехИнсайдер
Звезда Амуры Звезда Амуры

Чувства, эмоции, предчувствия и чутье в жизни Аскара Ильясова

Men Today
Кочегар Кочегар

История Прохора, который трудится в необычной кочегарне

Знание – сила
Открыть в приложении