Изысканная гармония розового дерева, золоченой бронзы и фарфора с живописью

ДилетантДизайн

Шкаф с галантными сценами

Изысканную гармонию розового дерева, золоченой бронзы и фарфора с живописью демонстрирует шкаф истинно царского достоинства — яркий образец дворцовой мебели в стиле «второго рококо».

Иван Гарманов, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения

Шкаф. Фирма братьев Гамбс, Императорский фарфоровый завод По проекту А. И. Штакеншнейдера. 1846 год. Розовое дерево (фанеровка), хвойные породы (основа), резьба, золочение; бронза, литьё; фарфор, роспись. 220 х 142 х 62 см. Государственный Эрмитаж

Почти полвека в Зимнем дворце Государственный Эрмитаж демонстрирует убранство русских интерьеров эпохи ампира, историзма и модерна. Один из залов посвящён искусству неорококо. Среди игриво-грациозной дворцовой мебели, созданной в середине XIX века по императорским заказам, представлен шкаф розового дерева. Мимолётные, прихотливые, изменчивые чувства словно отлиты в формах экспоната, в котором талант автора счастливо соперничает с виртуозностью мастеров-изготовителей.

Считается, что шкаф происходит из зимнедворской Белой гостиной императрицы Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I. Новомодный, 1847 года, интерьер гостиной, вероятно, был своеобразным подарком Николая Павловича супруге, которая долгие месяцы провела в Италии, леча «телесные хвори», и наконец-то возвращалась домой. Аскетичный в быту государь (умер на походной кровати) для любимой супруги не жалел ничего. В покоях Александры Фёдоровны, хранительницы домашнего очага и заботливой матери семи детей, проходили совместные трапезы, отмечались семейные праздники. «Императрица — само счастье, веселье... У неё семейный очаг, исполненный нежности, сладости и удовольствий…» — свидетельствует современница.

Фарфоровые плакетки на дверях шкафа

Реализацию замыслов по созданию гостиной император доверил архитектору Андрею Штакеншнейдеру, ученику Огюста Монферрана. Мастер тонко чувствовал изящно непринуждённую стилистику «второго рококо», которое воскрешало почти былинные времена Людовика XV и мадам Помпадур. В той «прекрасной Франции» середины XVIII века фривольное, легкомысленное, поверхностное и беззаботное искусство рококо, основанное на философии наслаждения, было стилем эпохи. Девиз хорошо известен: «После нас хоть потоп». То есть за гедонистической утопией скрывалось осознание того, что жизнь быстротечна, радости эфемерны, а конец неизбежен. Подобные тонкости не особенно интересовали практичный XIX век, и задачей архитектора было «всего

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении