Полковник без «клюквы»
В Государственном музее искусств Узбекистана хранится большой портрет, исполненный в 1886 году знаменитым художником Иваном Николаевичем Крамским. На картине изображён бравый полковник. В петлице его сюртука белеет орден Святого Георгия. К сожалению, имя георгиевского кавалера неизвестно. Поэтому на раме портрета просто значится по-узбекски: «Офицер сурати».
Полковник имеет героическое прошлое. Ведь с 15 мая 1855 года орден Святого Георгия 4-й степени за выслугу 25 лет и за 18 морских плаваний больше офицерам не выдавался. Теперь им награждали «единственно за особенное мужество, храбрость и отличные воинские подвиги». Таким образом, перед нами ещё не старый полковник, получивший самую почётную боевую награду либо при покорении Кавказа, либо на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, либо за походы в Средней Азии.
При этом на его шашке виден обычный чёрный темляк, а не из георгиевской или красной аннинской ленты. То есть, несмотря на высокое боевое отличие, у полковника нет даже самой первой по иерархии награды — ордена Святой Анны 4-й степени, круглый знак которого вместе с красным темляком офицеры носили на эфесе и именовали в просторечии «клюквой». Писатель Валентин Катаев, сам заслуживший её на фронте в июле 1917 года, признавался в романе «Зимний ветер»: «Иметь "клюкву" на шашке было мечтой всех молодых прапорщиков». Но тут целый полковник, а «клюквы» нет — случай довольно редкий.
Сюртуки с красным воротником и золотыми эполетами без шифровки носили офицеры лейб-гвардии Преображенского и Московского полков, Пажеского корпуса, а также чины, состоявшие по армии, то есть служившие на разных должностях без зачисления в какую-либо конкретную часть. К 1886 году среди полковников числились 73 георгиевских кавалера. Но практически все они — флигель-адъютанты, генштабисты, артиллеристы, инженеры, сапёры, понтонёры, кавалеристы, казаки, армейские стрелки и пехотинцы — имели другую форму одежды. Надо также учитывать, что Крамской работал в Петербурге. Так что его заказчиком не мог стать служака из дальнего гарнизона, а лишь кто-то из столичных офицеров, например гвардейцев.