Атипичный персонаж
Имя Ивана Николаевича Крамского — знаковое для всей русской живописи. Мощный талант и яркая судьба лидера передвижников уже при жизни сделали его произведения предметом пристального внимания коллег, критиков и просвещённой публики. Сегодня разгадка каждой тайны в наследии Крамского — настоящее событие для искусствознания.
Огромный интерес к творчеству Крамского позволил сразу же после его безвременной кончины в 1887 году провести посмертные выставки, вызвавшие горячий отклик в широких общественных кругах. Семья художника, коллекционеры и частные владельцы представили сотни рисунков, эскизов и картин, заложив фундамент для научной каталогизации произведений мастера. Советские искусствоведы продолжили поиски в этом направлении, разыскивая сведения о наследии Крамского в музеях, принявших после революции национализированные собрания, в старинных каталогах, газетных публикациях и тому подобном. В результате в 1965 году в монографии Софьи Гольдштейн был опубликован сводный перечень работ, занявший 56 страниц!
Благодаря такому вниманию среди портретов кисти Крамского, особенно в зените его славы, практически нет неизвестных персонажей. Из личных писем художника мы знаем, насколько он не любил писать портреты, которые отвлекали его от важных в духовном и идейном плане жанровых картин. Именно их Крамской считал своим главным кредо. Увы, постоянное безденежье заставляло его брать заказы, даже посмертные, переписывая модель по фотографии.
К концу жизни громкая слава позволяла мастеру уже быть разборчивым и назначать за свою работу высокую цену. В эти годы Крамскому могли позировать лишь очень состоятельные люди, как правило, из высшего столичного общества. Нередко они платили художнику сразу с претензией на публичность, рассчитывая показать себя и свой портрет на очередных выставках передвижников, всегда вызывавших большой интерес. Газеты пестрели их обзорами и обсуждениями, в которых мелькали фамилии персонажей. Благодаря этому мы сегодня знаем почти все портреты Крамского поимённо.
Из сказанного выше понятно, почему в 1957 году сотрудники Государственного Русского музея крайне удивились, когда к ним на закупку принесли не рисунок, не эскиз, а прекрасный, но при этом ранее совершенно неизвестный станковый портрет Крамского. Он сразу вызвал множество вопросов. Большая (71,5 × 60 см) картина явно была написана с натуры по специальному заказу. Но на ней мы видим не вельможу в орденах, не генерала в нарядном мундире и не светскую красавицу в бриллиантах. Нет. Картина разрушает салонный ряд типичных заказчиков Крамского. С большой симпатией художник изобразил сухонькую старушку в чепце и скромном чёрном платье.