Имя Ивана Николаевича Крамского — знаковое для всей русской живописи

ДилетантИстория

Атипичный персонаж

Имя Ивана Николаевича Крамского — знаковое для всей русской живописи. Мощный талант и яркая судьба лидера передвижников уже при жизни сделали его произведения предметом пристального внимания коллег, критиков и просвещённой публики. Сегодня разгадка каждой тайны в наследии Крамского — настоящее событие для искусствознания.

Александр Кибовский

Иван Николаевич Крамской. Илья Репин, 1882 год

Огромный интерес к творчеству Крамского позволил сразу же после его безвременной кончины в 1887 году провести посмертные выставки, вызвавшие горячий отклик в широких общественных кругах. Семья художника, коллекционеры и частные владельцы представили сотни рисунков, эскизов и картин, заложив фундамент для научной каталогизации произведений мастера. Советские искусствоведы продолжили поиски в этом направлении, разыскивая сведения о наследии Крамского в музеях, принявших после революции национализированные собрания, в старинных каталогах, газетных публикациях и тому подобном. В результате в 1965 году в монографии Софьи Гольдштейн был опубликован сводный перечень работ, занявший 56 страниц!

Благодаря такому вниманию среди портретов кисти Крамского, особенно в зените его славы, практически нет неизвестных персонажей. Из личных писем художника мы знаем, насколько он не любил писать портреты, которые отвлекали его от важных в духовном и идейном плане жанровых картин. Именно их Крамской считал своим главным кредо. Увы, постоянное безденежье заставляло его брать заказы, даже посмертные, переписывая модель по фотографии.

Татьяна Терентьевна Тимофеева. Иван Крамской, 1879 год. Ранее: портрет неизвестной

К концу жизни громкая слава позволяла мастеру уже быть разборчивым и назначать за свою работу высокую цену. В эти годы Крамскому могли позировать лишь очень состоятельные люди, как правило, из высшего столичного общества. Нередко они платили художнику сразу с претензией на публичность, рассчитывая показать себя и свой портрет на очередных выставках передвижников, всегда вызывавших большой интерес. Газеты пестрели их обзорами и обсуждениями, в которых мелькали фамилии персонажей. Благодаря этому мы сегодня знаем почти все портреты Крамского поимённо.

Из сказанного выше понятно, почему в 1957 году сотрудники Государственного Русского музея крайне удивились, когда к ним на закупку принесли не рисунок, не эскиз, а прекрасный, но при этом ранее совершенно неизвестный станковый портрет Крамского. Он сразу вызвал множество вопросов. Большая (71,5 × 60 см) картина явно была написана с натуры по специальному заказу. Но на ней мы видим не вельможу в орденах, не генерала в нарядном мундире и не светскую красавицу в бриллиантах. Нет. Картина разрушает салонный ряд типичных заказчиков Крамского. С большой симпатией художник изобразил сухонькую старушку в чепце и скромном чёрном платье.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении