Покупай, подорожало
Российский авторынок идет на рекорд
Вопреки ожиданиям российский авторынок по итогам текущего года покажет лучшие результаты продаж за последние пять лет. Во многом это произошло благодаря тому, что существенным стимулом покупки новых автомобилей в уходящем году стала угроза их дальнейшего подорожания.
С ускорением в 50–60% по сравнению с прошлым годом российский авторынок подъезжает к финишу уходящего года. По данным «Автостата», за десять месяцев текущего года в России было продано 1,325 млн новых машин, что на 60% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Даже при том, что за последние два месяца продажи на авторынке могут притормозиться, «Автостат» прогнозирует, что по итогам 2024 года он доберется до отметки в 1,6 млн авто, что на 51% больше, чем в прошлом (1,059 млн).
Рекорд пятилетки
Итоги текущего года на авторынке превышают ожидания: в конце 2023 года многие полагали, что продажи в 2024 году едва смогут повторить результат в 1 млн единиц, ну или в лучшем случае дотянут до 1,2 млн. Но спрос на авторынке продолжил разгон, который начался в прошлом году.
Напомним, что продажи в России стали ощутимо падать еще в ковидном 2022 году, а с началом санкций в 2022 году авторынок обрушился до исторического минимума в 626 тыс. В прошлом году он начал активно восстанавливаться, прибавив 69%. В 2024 году эта высокая динамика разгона сохранилась, сделав уходящий год лучшим за последние пять лет.
«Предварительно можно сказать, что рынок в 2024 году восстановился от трансформации последних лет и вернулся на среднегодовой уровень продаж периода 2015–2021 годов на уровне 1,6 млн автомобилей в год. Хотя до показателей 2018–2019 годов нам еще далеко»,— комментирует Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр». Рост относительно 2023 года обусловлен, по его мнению, расширением дилерской сети китайских марок, увеличением производства АвтоВАЗа и общим восстановлением спроса. Покупатели, по словам эксперта, наконец приняли китайские автомобили, которые во многом превосходят пяти-семилетние автомобили ушедших марок, особенно в части потребительских качеств.
Слухи как драйвер продаж
Одним из ключевых стимулов продаж на авторынке в текущем году стали слухи о том, что машины вот-вот резко подорожают. Рост цен на авторынке — очень болезненная для потребителя тема последних четырех лет. С 2020 года сначала цены на новые авто резко подстегнули ковид и связанный с ним дефицит компонентов, потом рост цен ускорился вместе с началом санкционного давления и ухода с рынка производителей из недружественных стран. В результате, по данным «Автостата», средневзвешенная розничная цена новой машины только за три года взлетела почти вдвое — с 1,6 млн руб. в 2020 году до почти 3 млн к концу 2023 года.
В текущем году разговоры об очередном подорожании особенно активизировались в начале весны, когда публично бурно обсуждали возможность повышения ввозных пошлин на авто с 1 апреля. В итоге пошлины подняли, но только на автомобили, ввозимые по схемам параллельного импорта, а это лишь десятая доля рынка. Покупатели, не разобравшись в подобных тонкостях, массово отправились в автосалоны. Импортеры начали разгружать склады, затоваренные машинами 2023 года, громко предоставляя скидки и бонусы. Так, в марте произошел существенный скачок спроса, который достиг отметки в 146,5 тыс. авто, что оказалось на 103% больше, чем в марте прошлого года.
Дальше, начиная с лета, в информационном поле стали вращаться слухи о том, что регулятор планирует повысить утилизационный сбор. Сбор в итоге был повышен с 1 октября, но до этого, подогретые слухами, продажи все лето держались на уровне 125–135 тыс. в месяц, а с августа снова рванули вверх. В последний месяц лета они достигли 148 тыс., затем и 150 тыс. в сентябре, а в октябре поднялись до рекордных 171 тыс. автомобилей. К концу октября, впрочем, так же как и в ноябре, цены на машины существенно не выросли в связи с тем, что поставщики все еще продолжают распродажи складов машин, завезенных по старым правилам. «Несмотря на повышение утильсбора в октябре 2024 года, мы не ощутили резкого скачка цен на автомобили, так как автопроизводители временно взяли на себя расходы по „утилю“, компенсируя их из других источников. Например, повышая стоимость на запчасти или сервис. Но все равно цена автомобилей в ближайшее время будет повышаться каждый месяц примерно на 5–10%»,— полагает Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «АльфаЛизинг».