Алексей Герман-младший — где искать деньги на независимое кино

ForbesРепортаж

«Денег — залейся, а людей нет»: Алексей Герман-младший о будущем кино и цензуре

23 сентября в прокат выходит драма «Дело» Алексея Германа-младшего об учителе из провинциального города, которого сажают под домашний арест. В интервью Forbes Life режиссер рассказал, как и когда появилась идея фильма, что он думает о цензуре в России и мире и где искать деньги на независимое кино

Юлия Шампорова

Фото Niviere David / ABACAPRESS.COM

23 сентября новый фильм Алексея Германа–младшего «Дело» выйдет в российский прокат. Премьера состоялась на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд», картину уже продали в европейский прокат, где она будет называться House Arrest, то есть «Домашний арест».

Это история о преподавателе университета, специалисте по Серебряному веку русской литературы Давиде, которого сажают под домашний арест по сфабрикованному делу из-за того, что он открыто обвиняет мэра своего провинциального города в коррупции.

Forbes Life поговорил с режиссером о Каннах, новом фильме, цензуре, политическом идеализме и возможности перемен в России.

— Премьера «Дела» состоялась на Каннском фестивале. Отбор на фестиваль такого уровня — уже большая победа, вы довольны тем, как фильм встретили зрители? Что думаете о фильме-победителе программы «Особый взгляд» (Гран-при конкурса авторского кино взяла картина Киры Коваленко «Разжимая кулаки». — Forbes Life) ?

— Честно говоря, я ничего не думаю ни о фильме-победителе, ни о конкурсной программе, я их просто не видел. Я туда приехал на три дня и уехал, потому что сейчас очень занят. Мы понимали, что фильм попадет на один из трех ведущих фестивалей — Канны, Берлин, Венеция, потому что качество фильма объективно высокое. В итоге мы решили подавать фильм в Канны по одной простой причине: мы не смогли бы пойти в Венецию, потому что у нас съемки на носу, мы не могли бы дублировать подготовку к съемкам и фестивали.

«Дело» — это маленький скромный фильм, мы его быстро сняли, быстро сделали, быстро попали в Канны, быстро съездили в Канны и вернулись к другому фильму. Все быстро, понимаете? При этом французские зрители встретили фильм очень хорошо.

— Вы сказали, что заранее знали, что фильм попадет на фестивали. Нацеливались ли вы на Канны, когда собирались снять «Дело»? Есть ли у вас правила, определяющие то, как нужно снимать фестивальное кино?

— На самом деле нет никаких фестивальных тем или правил. Просто мы на этапе монтажа поняли, что фильм удачный. Ничего специального для того, чтобы попасть в Канны, мы не делали.

Я вам больше скажу, мы даже не пошли на просьбы некоторых крупнейших европейских компаний, которые просили, чтобы мы убили нашего героя в финале. Они думали о том, чтобы купить фильм на свои каналы, посмотрели монтаж и спросили: «А можно его убить?» Но мы на это не пошли, нам показалось, что это не художественно, это нарушает сценарную ткань фильма. Они в итоге фильм не купили, но мы и без них неплохо справились.

— «Дело» — острый политический фильм, один из немногих, вышедших в России за последние годы. Почему, на ваш взгляд, современные кинематографисты редко обращаются к таким сложным и важным для нашего общества вопросам?

— Мне сложно вам отвечать, я не считаю, что фильм политический. Я считаю, что он социальный, а это большая разница, я вообще не очень понимаю, что такое политический фильм.

— Главный герой борется против коррупции, рассуждает о том, что нам нужно сменить политический строй на парламентскую республику, каждый из героев фильма рассказывает о беззакониях, которые творятся на местах, где они работают, и о том, что они молчат, потому что боятся.

— Во-первых, я не считаю, что это политический фильм, во-вторых, не считаю, что это редкость для России, включите сериалы, посмотрите сериал «Немцы», например (драма Стаса Иванова о журналистке, работающем в оппозиционном издании. — Forbes Life). В-третьих, политический фильм — это фильм, который что-то утверждает. Я ничего не утверждаю, я пытаюсь погрузить зрителя в бесконечную русскую дискуссию. В политическом фильме должен быть какой-то призыв, я ни к чему не призываю, я честно проговариваю то, о чем люди постоянно разговаривают.

Как и у многих моих соотечественников, у меня очень двойственное отношение ко многим проблемам нашей современности, я просто фиксирую момент невозможности договориться между нами, отсутствие коммуникации в довольно острой драматургической форме и определенную внутреннюю неискренность на фоне коррупционного дела. Я скромный человек, я никого никуда не призываю.

— Ваш герой тоже открыто никого никуда не призывает, он, условно, вывешивает плакат «Мы все знаем, кто тут вор», просто фиксирует то, что происходит, так же, как и вы.

— Ну он все-таки хочет доказать прилюдно, кто виноват. Проблема в том, что у нас все очень остро воспринимается в обществе. Любое движение вызывает острые, часто неадекватные реакции со всех сторон, поэтому это, скорее, вопрос восприятия.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От Копенгагена до Нормандии: пять мест, где выгодно быть экологичным туристом От Копенгагена до Нормандии: пять мест, где выгодно быть экологичным туристом

Места, где за экологичное поведение туристы могут получить бонус

Forbes
Восстановить близость Восстановить близость

Как делить постель после измены партнера?

Psychologies
9 неожиданных фактов про еду 9 неожиданных фактов про еду

Факты про еду, которые точно удивят каждого!

Maxim
Семейный кинобизнес в эпоху корпораций: история Брокколи, которые 60 лет контролируют «бондиану» Семейный кинобизнес в эпоху корпораций: история Брокколи, которые 60 лет контролируют «бондиану»

Какую роль играет семья Брокколи в судьбе «бондианы»

VC.RU
Найден способ омолодить стареющие клетки мозга Найден способ омолодить стареющие клетки мозга

Обратить старость вспять реально, причем на это понадобится всего один день

ТехИнсайдер
Аэропорт и интернет: 5 городов, которые развиваются благодаря онлайн-сервисам и авиасообщению Аэропорт и интернет: 5 городов, которые развиваются благодаря онлайн-сервисам и авиасообщению

Можно жить и работать где угодно, лишь бы в этой точке на земле был интернет

Популярная механика
Зачем люди стоят на гвоздях Зачем люди стоят на гвоздях

Почему стояние на гвоздях вдруг стало таким популярным?

Psychologies
В Марокко нашли древнейшее свидетельство изготовления одежды В Марокко нашли древнейшее свидетельство изготовления одежды

Археологи обнаружили костяные орудия для выделки шкур возрастом 90 тысяч лет

N+1
18 минут в день, чтобы стать успешным 18 минут в день, чтобы стать успешным

Всего 18 минут в день достаточно, чтобы в корне изменить течение жизни

Psychologies
Близкий человек обманул. Что делать? Близкий человек обманул. Что делать?

Что делать, если близкий человек сказал нам неправду?

Psychologies
Эрик Картман Эрик Картман

Правила жизни Эрика Картмана

Esquire
Палеопатологи впервые описали синдром Тричера Коллинза у средневековой женщины Палеопатологи впервые описали синдром Тричера Коллинза у средневековой женщины

Синдромом Тричера Коллинза не мешал женщине быть интегрированной в общество

N+1
«Нечего надеть»: о каких проблемах в жизни говорит «пустой» полный шкаф «Нечего надеть»: о каких проблемах в жизни говорит «пустой» полный шкаф

Раздражение, охватывающее вас при виде своего гардероба, говорит о проблемах

Cosmopolitan
Очень тяжелые носители Очень тяжелые носители

Прототипы будущей сверхтяжелой ракеты Starship продолжают испытания

Популярная механика
Тонкий человек: Фридерик Шопен и его недуги Тонкий человек: Фридерик Шопен и его недуги

Шопен прожил короткую и яркую жизнь, а причина его смерти вызывает дискуссии

Вокруг света
20 самых смешных мультсериалов для взрослых 20 самых смешных мультсериалов для взрослых

Открой для себя безумный мир анимации, если обычные ситкомы уже приелись

Maxim
Счастье из воздуха Счастье из воздуха

В светской Москве новый тренд — дышать газом

Tatler
Как отмыть духовку до блеска: простые домашние способы Как отмыть духовку до блеска: простые домашние способы

Как помыть духовку в домашних условиях

VOICE
Неслабый пол: как гендерные стереотипы закаляют женщин в бизнесе Неслабый пол: как гендерные стереотипы закаляют женщин в бизнесе

Предпринимательницы: как преодолеть предубеждения и построить свой бизнес

Cosmopolitan
OMAD-диета: что надо знать об экстремальном варианте интервального голодания OMAD-диета: что надо знать об экстремальном варианте интервального голодания

Что такое OMAD-диета, на которой нужно есть всего один раз в день

Cosmopolitan
Авантюрный роман: Исключительные личности Авантюрный роман: Исключительные личности

Когда высший пост доставался неожиданным претендентам

Вокруг света
Опытным путем Опытным путем

Что из западного опыта в образовании мы могли бы использовать в России

Домашний Очаг
Стас Круглицкий — о суперспособности Сантаны, буллинге и Большом театре Стас Круглицкий — о суперспособности Сантаны, буллинге и Большом театре

Стас Круглицкий — как совмещает перфекционизм и лень

РБК
«Братская могила детства» «Братская могила детства»

Кирилл Серебренников о «Петровых в гриппе» как русском «Улиссе»

Weekend
Сладкая Ава Макс: эффектные фото новой поп-иконы Сладкая Ава Макс: эффектные фото новой поп-иконы

История жизни, фото и актуальная информация о личной жизни Авы Макс

Playboy
Отражение времени Отражение времени

Самые травматичные beauty-воспоминаниями – брови ниточкой и татуаж губ

Harper's Bazaar
Как не стать частью ботнета: советы по защите роутеров от специалистов по безопасности Infosec, Qrator Labs и «Р-Техно» Как не стать частью ботнета: советы по защите роутеров от специалистов по безопасности Infosec, Qrator Labs и «Р-Техно»

Частью ботнета может стать каждый, а его жертвой — сервер любой компании

VC.RU
Юность сенсея Юность сенсея

Как Marvel осваивает боевые искусства

Weekend
Назло зловредам: топ-7 лучших бесплатных антивирусов для Windows Назло зловредам: топ-7 лучших бесплатных антивирусов для Windows

Семь лучших бесплатных антивирусов, которые помогут защитить ваш компьютер

CHIP
Без маски. Игорь Свинаренко: «Тайна исповеди» Без маски. Игорь Свинаренко: «Тайна исповеди»

Новая книга журналиста Игоря Свинаренко рассказывает о XX веке.

СНОБ
Открыть в приложении