“Дело Собчака” как дело каждого: о чем новый фильм Веры Кричевской?
10 июня “Дело Собчака” стало фильмом закрытия “Кинотавра”, а 12 июня оно вышло в прокат. В каком-то смысле это русская “Игра престолов”, но документальная, с настоящими предательствами и страстями.
То, что “Кинотавр” открылся “Летом”, а закрылся “Делом Собчака”, делает его не только самым свободным фестивалем, но и по-исследовательски сфокусированным: причины дня сегодняшнего он ищет в 1980-ых и 1990-ых. А не найдя — потому что их невозможно найти — по-крайней мере упрямо проговаривает одну и ту же мысль: давайте, что ли, человекосберегающие технологии как-то внедрять. В финале “Лета” в воздухе рядом с героями висят мемориальные таблички с годами жизни; со сцены почти перед каждым конкурсным фильмом звучат фамилии Кирилла Серебренникова (чаще) и Олега Сенцова (пореже); в “Истории одного назначения” идет борьбу за жизнь маленького человека — писаря-бастарда.
“Делу Собчака” находиться в этом ряду нелегко: зрителю сложно жалеть либерального политика, чье имя связано и с непопулярными реформами, и с продовольственным кризисом, пережитым Петербургом в мирное время, и со сменой эпох, покалечившей миллионы судеб. Взяв в соавторы и лирические герои Ксению Собчак, режиссер-документалист Вера Кричевская (создатель канала 24_Doc и автор “Самого свободного человека” о Борисе Немцове) определенно не облегчает себе задачу. Из-за фигуры рассказчицы фильм превращается в продолжение предвыборной кампании, а заявленный конфликт (“история, рассказанная друзьями и врагами”) начинает казаться немного постановочным: друзей больше, чем врагов, да и те отзываются о герое с уважением и добром.
Тем не менее, “Дело Собчака” работает — и превращается в дело каждого.
Первое сравнение, которое придет на ум молодому зрителю (а иного зрителя представить почему-то сложно), — конечно же, с “Игрой престолов”. Кажется, оно заложено и в драматургии: Ксения Собчак, например, в финале произносит монолог о том, что “играя в “Царя горы”, ты никогда не победишь”. Самое лучшее, что можно сделать, одолев всех и оказавшись на вершине — прыгнуть в санки и скатиться вниз, к народу. Этот совет автор, очевидно, адресует Владимиру Путину, который дал для фильма большое, но осторожное интервью — гораздо более спокойное, чем Оливеру Стоуну.