Далеко гляжу: как отличить перспективную идею от «пузыря»
Хорошая технология не только помогает потребителям в решении острой проблемы — от нее требуется быть виральной. Но даже найдя интересную технологию, не надо торопиться выпускать на ее основе продукт, уверены эксперты Премии РБК
Ажиотаж, который возникает вокруг той или иной технологии, далеко не всегда говорит о том, что в нее действительно стоит вкладывать. О том, в каких областях и с помощью каких инструментов можно найти перспективную идею, рассказали российские венчурные инвесторы и члены экспертного совета номинации «Инвестор года» Премии РБК 2018.
ИТ от сохи
«В последние несколько лет были очень активны российские блокчейн-проекты. Но пока эта сфера — скорее пузырь: успешных примеров примерно столько же, сколько и тех, кто на этом обанкротился. Тем не менее это пример инновационной сферы, в которой русские играют важную роль. Так бывает не везде. Например, сейчас в сфере фармакологии и микробиологии возникает целая новая и интересная территория проектов, в которых применяется искусственный интеллект. Но там, к сожалению, нет русских, которые бы играли заметную роль — ни как ученые, ни как инвесторы.
Зато в России может стать перспективной инвестиционной нишей агротех. Цифровое сельское хозяйство — это своего рода «новая нефть». Настоящие нефть и газ рано или поздно закончатся, а людей в мире становится все больше. Если России удастся повысить продуктивность в агропромышленном секторе с помощью новых технологий, страна может стать крупнейшим в мире производителем еды. Здесь таятся огромные возможности. И в этой сфере есть свои визионеры — люди, которые это понимают. Например, компания «Белая дача», которая внедряет многие инновационные решения. На мой взгляд, в мире уже сформировалось понимание, что агротехнологии — это золотая жила. Наконец, есть и другая перспективная сфера — альтернативные виды энергии, о которых сейчас мало кто задумывается в России.
Быть визионером в России нелегко. Провидческие идеи, конечно, тут появляются, но воплотить их в жизнь здесь тяжело. Человеку уровня Илона Маска сложно реализоваться в России — поэтому многие русские предприниматели сейчас перебрались в Сан-Франциско и Лондон. Но они очень важны для страны, потому что без них экономика не будет двигаться вперед. Нам нужны сумасшедшие идеи — идеи, про которые люди скажут: это невозможно! Двадцать лет назад так говорили про электрические автомобили, которых сейчас в Европе уже немало. В контексте российского общества и экономики особенно важна поддержка таких людей.
Если говорить про медиа, то в этой области сейчас в России инноваторов нет. Даже «Яндекс» — компания, которая ассоциируется с инновациями — не вкладывается в медиа, поскольку тут очень трудно развивать проекты: она скорее смотрит в сторону Amazon. И очень жаль, потому что медиа — это не только интересный, но и очень важный для общества бизнес».
Первому игроку расслабиться
«Подавляющее большинство инвесторов способны раньше, чем остальное общество, предсказывать тренды. В этом смысле мы на переднем крае прогресса, как бы пафосно это ни звучало. Но и на старуху бывает проруха: иногда мы тоже упускаем какие-то важные признаки и видим тренд уже постфактум. Возьмем, например, доставку еды. Стартапы, которые работали в этой области, были еще в 1990-е годы, и в двухтысячных их было немало. И вдруг на рынке что-то произошло — и такие проекты по-настоящему выстрелили. Все вдруг неожиданно поняли, что доставка еды — это тренд, даже больше — революция: индустрия питания изменилась раз и навсегда.
То же самое произошло с такси-услугами. Если вы почитаете историю Uber и аналогичных сервисов, то узнаете, что и до них была куча проектов, где можно было нажать кнопку на мобильном телефоне и вызвать такси. Основатель одной российской таксомоторной компании мне рассказывал, что они делали это еще на старых Nokia: писали приложение под операционную систему Symbian, которое умело передавать информацию о поездке водителям и отслеживать их передвижение.
Есть такой термин: first-mover advantage — преимущество первого игрока. Практика показывает, что рынок не всегда захватывают те, кто первым предложил какую-то технологию и идею. Часто бывает, что первые не выигрывают гонку, а только тестируют рынок, готовят почву. Идея сначала существует как один из множества возможных вариантов, потом в какой-то момент становится прорывной. Этот момент общество замечает позже, а некоторые инвесторы — раньше. Но большинство инвесторов — все же постфактум.