Сервисы, предлагающие в аренду предметы повседневной жизни, набирают обороты

РБКБизнес

Миллионер из хрущоб: можно ли изменить свой социальный статус благодаря шерингу по подписке

Подписочные сервисы, предлагающие в аренду предметы повседневной жизни — от одежды до автомобилей, набирают обороты. В России их наконец перестали считать забавой для миллениалов. 

Автор: Оксана Гончарова

0:00 /
1041.319

Те, кто вырос в советское время, относятся к автомобилю как к ценности, ведь раньше даже квартиру нельзя было оформить в собственность, а машину — пожалуйста, — рассуждает Александр Ладыгин, сооснователь онлайн-сервиса Rent A Ride. — Этому поколению сложно принять, что машина не актив, а денежный пылесос, владеть которым, используя от случая к случаю, мягко говоря, не прагматично».

Rent A Ride работает по схеме p2p (peer-to-peer, от частного лица — частному лицу): пользователи могут как арендовать чужой автомобиль, так и сдать внаем личный. Старшему поколению подобная идея кажется едва ли не кощунственной. «Но сейчас права получают те, кто был рожден уже в 2000-х годах. Мещанские ценности им чужды», — говорит Ладыгин.

Центениалы относятся к вещам прагматично. Вместо того чтобы годами копить на однушку в Бирюлево и покупать в кредит Renault Logan, они предпочтут делать бизнес, живя в коливинге в центре города, а на деловые встречи ездить в арендованном автомобиле представительского класса, в костюме, взятом напрокат, и, возможно, даже с одолженным на пару дней iPhone 11. Для таких людей существуют многочисленные шеринг-сервисы, позволяющие пользоваться даже люксовыми вещами.

Экономика понтов

Брать вещи в прокат зачастую требуется по особому поводу — для участия в торжественных мероприятиях и деловых переговорах. В этих случаях в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и iPhone. Флагманские смартфоны — одна из наиболее востребованных позиций в сервисе «Арентер», который предлагает в аренду десятки разных вещей, от электроники и инструментов до колясок и автокресел. «Их часто берут для статуса, — рассказывает Сергей Степанов, генеральный директор «Арентер».

Его сервис старается представлять в каталоге самые актуальные модели — именно они интересны клиентам в первую очередь. «Все новинки появляются в аренде начиная с момента релиза продукта, — рассказывает Степанов. — Новинки Apple, Samsung и других производителей пользователи заказывают заранее, до релиза. Например, сейчас идет сбор предзаказа на новинки от бренда видеокамер GoPro. Разнообразие моделей продиктовано спросом. Если говорить об iPhone, то сейчас у нас в наличии порядка 12 моделей, от 6-й до 11-й».

Шеринговые сервисы позволяют производить впечатление не только на деловых встречах, но и в личной жизни. В Rent A Ride вспоминают случай, когда молодой человек периодически арендовал Škoda Octavia у одного и того же собственника. Как-то он позвонил в офис крайне обеспокоенный: привычная машина оказалась занята. С помощью системы фильтров клиент сделал на сайте выборку машин этой марки, но все они ему не подходили. В одной была не та мультимедийная система, в другой — не те колеса, в третьей салон оказался светлее, в четвертой — черный потолок.

Выяснилось, что мужчина ездил в один из подмосковных городов, где жила его девушка, и выдавал машину за свою. Он очень волновался, что подмена будет замечена, а за разоблачением последует разрыв отношений. Но молодой человек рискнул и взял другую Škoda Octavia. К счастью, девушка оказалась невнимательной и ничего не заподозрила.

С чужого плеча

Впрочем, думать, что клиентами шерингов по подписке являются те, кто хочет казаться богаче, чем есть на самом деле, было бы ошибкой. Основная аудитория — те, кому вещи нужны только время от времени. Например, автомобили в Rent A Ride часто берут в аренду те, кто пользуется ими по работе, но не каждый день.

То же касается одежды — потребитель понял цену экономии времени и денег. Это особенно характерно для офисных служащих, которым, с одной стороны, нужно соблюдать повседневно-деловой стиль одежды, а с другой — времени на поиск нужных вещей в магазинах нет. «Сервисы по аренде вещей помогают избавиться от главной головной боли — в чем сегодня пойти на работу? — и помогают определиться с образом», — говорит Евгений Волк, запустивший в 2015 году сервис «Гардероб» по аренде «луков» российских дизайнеров — комплектов одежды на каждый день.

Его компания работала только с российскими дизайнерами (около 60 брендов), причем все они удовлетворяли обычные запросы клиентов, которым нужны были базовые комплекты одежды для походов на работу. «Леди Гаги среди наших клиентов не было, — иронизирует Волк. — 60 контрактов — это отборные вещи талантливых дизайнеров Москвы и Петербурга. Около 300 брендов мы завернули просто потому, что эта одежда была уж очень дизайнерской».

В 2016 году общая сумма привлеченных сервисом инвестиций составила 3,9 млн руб., а выручка — чуть больше 5 млн. Проект зарабатывал на продаже не только абонементов, но и самой одежды. Дизайнерские вещи, по словам Волка, выкупали довольно активно: если на старте в базе было 3,5 тыс. единиц, то сейчас их на складе всего около 200.

«Наш типичный клиент — офисный работник 25–45 лет, который постоянно носит рубашки и не хочет тратить время на уход за ними», — говорит Юлия Медведева, соосновательница сервиса Rubashki Club. Этот сервис позволяет клиентам ежедневно появляться в офисе в новой рубашке, не задумываясь при этом ни о походе в магазин, ни о стирке с химчисткой. К услугам шеринга порой обращаются клиенты, у которых в гардеробе такого предмета одежды просто нет, а ситуация потребовала, чтобы они все-таки облачились в рубашку. «Недавно в компанию поступил заказ: «Срочно привезите комплект рубашек в аэропорт!» Оказалось, человек улетал на выходные к друзьям на свадьбу и хотел выглядеть презентабельно в течение всего уикенда», — вспоминает Медведева.

Шеринг-экономика оказывается полезна и в самых нестандартных ситуациях. «В нашей практике была история, когда женщина выслеживала неверного мужа и меняла автомобили, чтобы не примелькаться», — рассказывает Ладыгин. Был также случай, когда владелец нового автомобиля Range Rover взял в аренду Renault Logan. Оказалось, что он ездил навестить родственников в другой регион и не хотел показывать, насколько хорошо у него идут дела, чтобы не вызвать зависть у всей деревни.

Жизнь по подписке

Модель подписки, которую выбрали все упомянутые сервисы, — ключевое отличие шеринга от известной на протяжении столетий аренды. Вместо разового или редкого использования чужих вещей мы имеем дело с образом жизни.

На «Арентере» можно выбрать один из двух вариантов подписки — посуточную и помесячную. При посуточной аренде цена зависит от стоимости товара. Первый день самый дорогой, а затем цена аренды постепенно снижается. При помесячной аренде пользователь платит за месяц примерно 1/12 от стоимости товара. Например, если средняя цена аренды iPhone в день составляет 380 руб., то в месяц — 3800 руб. Для самых активных пользователей бонусом за лояльность служит скидка. Постоянные пользователи «Арентера» накапливают по программе лояльности баллы и меняют на скидки. «Максимальная скидка — 30%, — говорит Сергей Степанов. — В ближайшее время мы введем систему вознаграждений для тех, кто пользуется вещами часто и аккуратно».

На многих сервисах чем дольше срок проката, тем больше скидка. Если недельная подписка на пять рубашек сервиса по аренде мужских рубашек Rubashki Club обходится клиенту в 3,5 тыс. руб., то, например, то же их количество сроком на четыре недели — уже в 2,9 тыс. руб. Помимо частной подписки у сервиса есть также подписка корпоративная: компания сотрудничает с несколькими крупными работодателями, для служащих которых предоставляет специальные условия на длительный срок аренды.

Ряд преимуществ перед обычным прокатом есть и у абонемента на аренду авто-мобиля. «Арендатор может подстроить под себя график поездок и не переживать, если вдруг его планы изменятся, — рассказывает Ладыгин. — Например, клиент может купить пакет из 30 дней на три месяца и комбинировать поездки длиной от одного до 30 дней на протяжении всего этого периода. При обычном прокате все дни строго фиксируются».

Аренда по подписке дает и большую экономию. Чем дольше срок проката, тем дешевле обойдется каждый день. Уровень дисконта при долгосрочной аренде может доходить до 50%, говорит Ладыгин (на Rent A Ride доступны пакеты дней, от пяти в месяц до 90 в полгода).

Коляска из шоурума

Поддерживать широкий ассортимент на сервисах, предлагающих вещи в аренду по подписке, очень важно. Не будет выбора — клиент развернется и уйдет. В январе 2019 года, когда «Арентер» только стартовал, в его ассортименте было 500 наименований товара, сейчас — 3 тыс. «На первом этапе у нас были трудности с ассортиментом, — вспоминает Ладыгин. — Когда пришли первые арендаторы, было очень мало машин в базе и не все находили подходящий под свою задачу вариант». Сейчас на сервисе Rent A Ride 5 тыс. автомобилей. Ежемесячно в базу добавляется около 150–200 машин разных марок и моделей.

Большинство из них — эконом-класс (Volkswagen Polo, KIA Rio, Hyundai Solaris). В стандарт-классе лидирует Škoda Octavia. Бизнес-класс как по спросу, так и по предложению делят между собой MercedesBenz Е-класса и BMW 5-й серии. Среди представительских автомобилей лидер — Mercedes-Benz S-класса. По словам Ладыгина, максимальный чек по одной сделке на Rent A Ride составил 1,3 млн руб. Аренда самой дорогой машины обходится в 100 тыс. руб. в сутки, а самой дешевой — в 350 руб., поясняет он.

Когда в сервисные компании, предлагающие что-либо в аренду — от одежды до автомобилей, звонят с нестандартными запросами, часто после этого появляется новая услуга. «Летом родители в нашем шоуруме брали в аренду коляски для прогулок по центру на несколько часов, — рассказывает Степанов. — Как таковой почасовой аренды у нас на тот момент не было, но когда запросы стали поступать регулярно, мы решили ее ввести, причем на все категории товаров». Почасовая тарификация — еще один шаг навстречу клиенту, говорит Степанов: «Пользователь может арендовать вещь на сутки, а если не успевает вернуть вовремя, он платит за каждый час проката, а не за целый день».

Новую опцию — «турбо-рубашку», то есть срочную доставку рубашки день в день, планируют ввести и создатели Rubashki Club. Идея возникла из нескольких запросов клиентов, когда по разным причинам нужно было в кратчайшие сроки доставить рубашку, поясняет Медведева: «Например, клиент перед важной встречей облил себя кофе и в офисе у него не было запасных рубашек. Мы привезли ему чистую за пару часов».

Начало эпохи

Российский шеринг уже прошел период младенчества: многие проекты успели закрыться, им на смену пришли те, кто сумел отточить бизнес-модель. «Еще четыре года назад культура рационального потребления только зарождалась, шеринг был не столь развит, как сейчас», — объясняет причину заморозки «Гардероба» Евгений Волк. Успешно развиваться без дополнительного финансирования не удалось: львиную долю выручки съедали курьерская доставка, химчистка и выкуп вещей самим сервисом (по контракту, если вещь в течение года не продана, сервис выкупал ее у дизайнера). Оставшихся средств не хватало для роста.

Сейчас предприниматель готовится перезапустить свой сервис. Экономика совместного потребления стала особенно популярна в последние год-два, поэтому те, кто выходит на рынок с подобными проектами сейчас, имеют хорошие перспективы, считает Волк. У обновленного сервиса появятся шоурум, гибкие абонементы и мужская линия одежды (до этого была представлена только женская).

Считается, что главная целевая аудитория прокатных сервисов — молодое поколение миллениалов. Однако среди клиентов шеринговых сервисов растет число людей зрелого возраста, отмечает Медведева. «Большинство наших клиентов — люди в возрасте 25–45 лет, причем 60% пользователей сервиса — мужчины», — отмечает Степанов. Важно, что шеринг перестали воспринимать как «лавочку для бедных». «Наш сервис полюбился среднему классу и людям с достатком, — делится Волк. — А вот те, у кого доходы небольшие, к совместному пользованию вещами относятся настороженно, ссылаясь на то, что они же ношеные. Вопрос, как же вы тогда пользуетесь приборами в столовых, приводит их в ступор».

На платформе Rent A Ride среди постоянных клиентов также немало состоятельных людей. Есть два президента банков и с десяток звезд шоубизнеса, говорит Ладыгин. «Видимо, это одна из черт успешного человека — прагматичность, умение считать деньги, — рассуждает он. — Президенты банков арендуют у нас нишевые автомобили (один — минивэн, другой — экспедиционный внедорожник), хотя каждый из них мог бы себе позволить парк из нескольких машин».

Еще один фактор, помогающий становлению шеринга, — то, что выгоду от сотрудничества с сервисами кратковременной аренды начали ощущать производители товаров. «Мы приобретаем вещи в собственность, но также работаем с брендами, которые дают нам товары, чтобы мы выступали в роли прокатчиков», — говорит Степанов. По такому соглашению сервис, например, предоставляет в аренду весь ассортимент Fujifilm. Аренда товаров первые три дня бесплатна, это своего рода бонус пользователям, и если после проката человек пожелает купить новую технику Fujifilm, то получает на нее скидку от производителя. «Сейчас число заявок на покупку товаров Fujifilm таково, что идет дополнительное пополнение товарного запаса по этому бренду», — говорит Степанов.

Фото: Sergei Wingman / Unsplash

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Правила игры для промышленного майнинга Правила игры для промышленного майнинга

Что думают эксперты о легализации добычи криптовалют

РБК
7 главных правил безопасности домашнего электрика, которые должен соблюдать каждый 7 главных правил безопасности домашнего электрика, которые должен соблюдать каждый

Каждому из нас время от времени приходится ремонтировать электрику в доме

CHIP
Российский рынок перерос параллельный импорт Российский рынок перерос параллельный импорт

Минпромторг сокращает список товаров параллельного импорта

Монокль
Дольше живет тот, кто осознает свое счастье Дольше живет тот, кто осознает свое счастье

Научившись замечать хорошее в своей жизни, мы делаем ее гораздо более приятной

Psychologies
Почитать. Топ-10 Почитать. Топ-10

Книги об истории обуви, искусстве и первом кризисе Русской церкви

Дилетант
Новые тесты водителей «на алкоголизм»: как они работают и будут ли работать Новые тесты водителей «на алкоголизм»: как они работают и будут ли работать

Минздрав подготовил поправки, которые делают тесты на наркотики обязательными

Популярная механика
We are family We are family

14 ноября состоялась четвертая церемония вручения премии ОK! «Больше чем звёзды»

OK!
5 ярких романов про жизнь в утопии: мечты человечества 5 ярких романов про жизнь в утопии: мечты человечества

Порой фантасты обращаются к сценариям светлого будущего

Популярная механика
Постоянно урчит в животе? Причины и 9 подсказок, как добиться тишины Постоянно урчит в животе? Причины и 9 подсказок, как добиться тишины

Почему урчит в животе у взрослого, и можно ли как-то от этого избавиться

Playboy
Вышли в топ Вышли в топ

В мечтах ты блогер, но не знаешь, в какую соцсеть податься?

Cosmopolitan
На немецко-немецкой границе На немецко-немецкой границе

Берлинская стена - символ разделения Германии - рухнет под натиском перемен

Вокруг света
На дне города: кто, как и зачем в Москве помогает бездомным На дне города: кто, как и зачем в Москве помогает бездомным

Для многих тарелка горячего супа или стакан чая — возможность выжить

Seasons of life
Оценка — не главное: о чем стоит задуматься родителям школьников Оценка — не главное: о чем стоит задуматься родителям школьников

Родители часто забывают о главном — чему на самом деле хотят научить детей

Psychologies
«Жуткая обстановка для великого деяния» «Жуткая обстановка для великого деяния»

Участники Всероссийского Поместного собора наблюдали большевистский переворот

Дилетант
Ника Пархомовская: «Мы выводим “особых” людей на сцену и направляем на них театральные фонари» Ника Пархомовская: «Мы выводим “особых” людей на сцену и направляем на них театральные фонари»

В Москве прошел первый Форум-фестиваль социального театра «Особый взгляд»

Русский репортер
Помидоры по подписке: как издатель игры «Веселый фермер» теперь зарабатывает на открытии реальных ферм Помидоры по подписке: как издатель игры «Веселый фермер» теперь зарабатывает на открытии реальных ферм

Спелую и вкусную продукцию можно есть только там, где она производится

Forbes
Как хороший лидер может получать знания из будущего Как хороший лидер может получать знания из будущего

Как достичь успеха в карьере и бизнесе, опираясь на чутье и любовь к переменам

Forbes
«Это было волнительно!» «Это было волнительно!»

Наши читатели поделились личным опытом пользования шеринг-услугами

РБК
Наталья Ветлицкая возвращается! Наталья Ветлицкая возвращается!

Кумир 90-х и первая красавица нашей эстрады возвращается!

StarHit
Переписка со всеми. Отрывок из книги Переписка со всеми. Отрывок из книги

Что такое работа и жизнь в хосписе, как в России оказывается паллиативная помощь

СНОБ
Почему иллюзия богатства, успеха и красивой жизни по‑прежнему хорошо продается — на примере историй главных аферистов 2010-х Почему иллюзия богатства, успеха и красивой жизни по‑прежнему хорошо продается — на примере историй главных аферистов 2010-х

Пусть их истории фейк, зато люди сопереживают и любят их по-настоящему

Esquire
Даниил Берг — о проблемах российских дизайнеров, моде и комфорте Даниил Берг — о проблемах российских дизайнеров, моде и комфорте

Мы поговорили с создателем марки Daniilberg о его прошлом и планах на будущее

РБК
Не все остались живы. Отрывок из книги Не все остались живы. Отрывок из книги

Случаются в жизни события, которые бы не пришли в голову даже мастерам пера

СНОБ
«Дети исполнили мою мечту» «Дети исполнили мою мечту»

Лидер группы «Руки вверх!» Сергей Жуков - о детям, родителях и поклонниках

OK!
Можно ли разучить упражнения по видеокурсу? Можно ли разучить упражнения по видеокурсу?

Насколько реально освоить упражнения по видео и чем это может быть полезно

Psychologies
Елена Ксенофонтова: «Я ненормальная мама» Елена Ксенофонтова: «Я ненормальная мама»

Звезда сериала «Кухня» о долгожданной премьере, маминых сынках и своих детях

Лиза
1, 2, 3 и 4: диета по группе крови 1, 2, 3 и 4: диета по группе крови

Индивидуальный подход в похудении? Попробуйте диету по группе крови

Cosmopolitan
«Я не ставлю себе таких глобальных задач, как революция»: режиссер Максим Диденко о новом спектакле «Норма» по роману Владимира Сорокина «Я не ставлю себе таких глобальных задач, как революция»: режиссер Максим Диденко о новом спектакле «Норма» по роману Владимира Сорокина

Интервью с режиссером Максимом Диденко

Forbes
При живом-то муже... При живом-то муже...

Ты любящая и верная жена. Но периодически у тебя возникают неприличные фантазии?

Лиза
Веганское молоко Веганское молоко

У каждого вида растительного молока есть свои преимущества и недостатки

Здоровье
Открыть в приложении