Что ждет Robinhood после IPO и почему это важно знать инвесторам
29 июля американский брокер Robinhood выйдет на биржу. Брокер стал главным бенефициаром бума розничных инвестиций, пережил бунт инвесторов с Reddit, и перед IPO оценивается дороже отдельных игроков с многолетней историей. Удастся ли ему остаться на гребне волны после IPO, рассуждает глава отдела инвестиций на рынке капитала «Тинькофф Инвестиций» Тельман Шаганц.
Американский брокер Robinhood выходит на биржу. Сделает он это 29 июля на NASDAQ. Согласно материалам для Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), оценка стартапа может составить около $35 млрд. Компания объявила цену размещения в диапазоне $38-42 за акцию.
Robinhood собирается разместить 55 млн акций на бирже Nasdaq, 95% — новые акции. Практически все собранные средства поступят в компанию, которая направит их на погашение части долгов и дальнейшее развитие бизнеса. Более того, действующие акционеры практически полностью сохранят свои вложения в Robinhood, а значит, они верят в компанию. Организаторы размещения получат опционы на покупку еще 5,5 млн акций. Высока вероятность, что они их реализуют.
Финансы всем и каждому
Онлайн-платформа Robinhood существует на американском рынке с 2013 года и предлагает пользователям войти в инвестиции максимально «безболезненно» — или, скорее, «бескомиссионно». Для США идея стала свежей и прорывной: старые игроки брокерского рынка ориентировались на наиболее состоятельных граждан. Поэтому за каждую операцию они брали с пользователей деньги — на тот момент это было в среднем около $10. Robinhood пошел по другому пути и предложил бесплатную биржевую торговлю частным инвесторам, тем самым ориентируясь на массового клиента.
Известность проект получил моментально, благодаря публикации в Hacker News, и за сутки основатели увидели 10 000 регистраций новых пользователей, а за год — около 1 млн. Однако, привлечь первые венчурные деньги стартапу удалось не сразу — только после семидесяти с лишним отказов, зато вложился в него сразу Index Ventures. Он же помог получить других инвесторов: в частности, Google Ventures и Andreessen Horowitz. Всего на посевной стадии в конце 2013 года стартап привлек $3 млн. Дальше, среди тех, кто оценил перспективы онлайн-брокера, оказались не только известные в Долине фонды, но и селебрити: тон задал актер и певец Джаред Лето в 2014 году. После него приложение «заметили» рэперы Snoop Dog и Jay-Z (он инвестировал через свою компанию Arrive Venture Capital), привлеченные новостью о том, что Robinhood теперь работает и с криптовалютой. Стартап на тот момент оценивался в $1,3 млрд.
Участие селебрити в стартапе привлекает к нему одновременно и потребителей (миллениалов и поколение Z), и инвесторов. Сарафанное радио, в целом, стало основным способом раскрутки проекта — мощной медийной рекламы у Robinhood никогда не было, на это даже не закладывали бюджет. Тем не менее стартап за восемь лет существования получил деньги от 62 инвесторов на общую сумму $5,6 млрд. Из них $3,4 млрд — в 2021 году.