Ненормированный день
В сплоченном коллективе роботов трудится единственный человек. В кино это была бы комедия, в жизни — автоматизированный склад Sbershuttle, который, кроме шуток, с декабря обслуживает довольных (и ничего не подозревающих) клиентов. Как живой сотрудник уживается с железными коллегами и не придется ли ему увольняться?
В центре робототехники Сбера повсюду стоят, а кое-где даже висят андроиды. Закрепленные на столах руки-манипуляторы раскладывают пластмассовые кубики по тарелочкам. Есть даже сельскохозяйственный робот-виноградарь, похожий на крошечный трактор. Здесь занимаются киберфизическими системами, то есть механизмами с искусственным интеллектом. Говоря еще проще — умными машинами. Они далеко не всегда похожи на роботов в привычном понимании. Яркий пример — роботизированный участок пересчета денег, один из первых реализованных проектов Центра. Если у вас в карманах еще водятся наличные, они, скорее всего, уже не раз прошли через такой аппарат.
Складские роботы тоже не вызовут у случайного наблюдателя ни страха, ни улыбки. Зато люди, у которых они забрали тяжелую работу, испытывают к ним благодарность.
— Поехали! — говорит Михаил Владимиров, исполнительный директор Центра робототехники Сбера, руководитель проекта SberShuttle. И приглашает нас на экскурсию по демонстрационному складу.
Фронт работ
Склад полностью автоматизирован и не нуждается в грузчиках или товароведах — их работу выполняют роботы, точнее единая шаттловая система хранения. Тележки движутся между металлическими стеллажами, на которых лежат товары в упаковках стандартного размера. Стеллажи «многоэтажные», до верхних полок роботелегу подвозит специальный лифт.
Когда покупатель совершает заказ в маркетплейсе, программа, управляющая шаттлами, определяет места хранения товаров и рассчитывает оптимальный путь, чтобы быстрее привезти все необходимое оператору склада. Сотрудник сидит на «станции отбора» — за столом, к которому подъезжают «шаттлы», груженные товарами со стеллажей. Часто это единственный человек на автоматизированном складе. Пока что ему приходится доставать из коробочек привезенные вещи и отправлять их клиенту.
Когда «шаттл» подъезжает к оператору, на мониторе отображается список товаров и соответствующие короба поочередно подсвечиваются лазером. Проверять позиции не нужно, можно машинально забирать отмеченные предметы. Автоматика снижает когнитивную нагрузку на оператора. Человек меньше устает, быстрее работает и не совершает ошибок. На обычном складе ему нужно было бы подойти к полке, изучить товар, посмотреть срок годности и маркировку, «пропикать» его и только после этого положить себе в корзину.