Былое и думы вымышленного предпринимателя: почему бизнес-романы так популярны
Бизнес-романы — художественные произведения об успешных предпринимателях и увлеченных работой карьеристах — в наши дни считаются одним из самых перспективных жанров на издательском рынке. Рассказываем, когда он возник, почему такие книги любит массовый читатель и можно ли считать их настоящей литературой
От Эмиля Золя до Айн Рэнд
Так называемые бизнес-романы — истории успешного бизнеса, чаще всего вымышленные, рассказанные языком художественной литературы, — явление далеко не новое. Строго говоря, прародителями жанра можно считать «Дамское счастье» (1883) Эмиля Золя, где главному герою удалось превратить небольшую лавку в огромный прибыльный бизнес, и «Финансиста» Теодора Драйзера (1912) — о жизни и профессиональном становлении бизнесмена Фрэнка Каупервуда.
Один из самых ярких представителей жанра, роман Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», был опубликован в 1957 году. Книга о том, как предприниматели пытаются спасти свой бизнес и свободную рыночную систему в «социалистической» Америке будущего, принесла автору всемирную славу. В течение 50 лет после первой публикации только в США было продано 7 млн экземпляров. Согласно отчету аналитиков Ozon, роман и в наши дни входит в топ-10 книг о бизнесе.
При этом художественная ценность произведения Рэнд до сих пор считается, мягко говоря, спорной. В год выхода одни критики называли этот роман «книгой, которую обязан крепко прижать к груди каждый бизнесмен», а другие — «худшим крупным прозаическим произведением» со времен «Источника» того же автора.
Примечательно, что примерно тогда же, в конце 1950-х, «роман о карьере» стал чрезвычайно популярен в Японии. Первой звездой жанра в стране называют писателя Широяму Сабуро. В 1957 году, в один год с «Атлантом» Рэнд, вышла его книга «Экспорт». Роман показывает подноготную сферы крупных продаж. На родине он получил престижную литературную премию «Бунгаккай» и породил целую волну подражателей. В 1979 году в стране даже учредили специальную премию для авторов бизнес-романов.
Deadline и «Пять пороков команды»
Япония — единственная страна, где бизнес-романы выделяют в отдельный жанр. В остальном мире как отдельную категорию их рассматривают редко, причисляя то к бизнес-литературе, то к художественной. При этом романы о бизнесе по-прежнему пишутся, издаются и пользуются популярностью у читателей, в том числе в России.
Как рассказала Forbes Life шеф-редактор направления «Бизнес» издательства МИФ Ангелина Шапиро, сейчас книг, которые можно было бы отнести к жанру бизнес-романа, в портфеле издательства пока не так много. Тем не менее тиражи некоторых впечатляют. Так, книга американского инженера-программиста, главы консалтинговой компании Atlantic Systems Guild Тома ДеМарко, «Deadline. Роман об управлении проектами» разошлась в количестве 20 000 экземпляров (для сравнения: средний тираж книги в России, по данным за 2021 год, составляет 3500 экземпляров). В романе описываются жизнь и рабочие будни руководителя — все свои мысли главный герой записывает в блокнот, а в конце каждой главы дает читателям советы по управлению проектами и взаимодействию с командой.