Бронетехника Гражданской войны: собственные разработки Белой гвардии
С 1917 по 1923 год в России бушевала Гражданская война. Многие слышали о героических бронеавтомобилях частей РККА, принимавших участие в боевых действиях против войск Белого движения, – «Остине-Путиловце», «Остине-Кегрессе», «Гарфорде-Путилове». Но мало кто задумывается о том, что Белое движение тоже активно применяло бронетехнику – как трофейную или доставшуюся от царской армии по наследству, так и собственной разработки…
В Русской армии было не так уж много бронеавтомобилей. Большая их часть строилась по одному принципу: за границей заказывали шасси (чаще всего — Renault, Fiat или Austin), после чего на него устанавливали бронекузов собственного производства. Так и появлялись странные гибриды с удивительными названиями вроде «Остин-Путиловец» или «Фиат-Ижора». Существовал и ряд полностью отечественных разработок вроде «Руссо-Балта» конструкции Братолюбова-Некрасова, но количество выпущенных машин такого типа обычно не превышало десятка. А вот танков Российская империя не использовала вообще. Было реализовано два опытных проекта («Вездеход» Пороховщикова и «Царь-танк» Лебеденко), но до серии дело не дошло, а потом грянула революция, и танковое производство отодвинулось на второй план.
Вот здесь-то, уже в 1917-м, произошло интересное «разделение» бронетехники между РККА и частями Белого движения. Дело в том, что большая часть броневиков царской армии досталась по наследству именно красным — ввиду того, что базировались они в основном в Москве и Петрограде. Зато у белых, в отличие от РККА, были полноценные танки, переданные им европейскими союзниками, — Антанта не признавала большевиков и считала Белое движение единственно легитимной властью в России. Конечно, Гражданская война не стала сражением «танки против бронеавтомобилей», но определенный перевес подобного плана существовал. Так на чем же воевали белые?
Белые британцы
До 1919 года никаких танков не было ни у одной из сторон. Но закончилась Первая мировая война, и британское правительство обратило внимание на трагические события, происходившие в России. В результате весной 1919 года в Батум прибыли двенадцать танков, призванных поддержать Белую гвардию: шесть Mark V и шесть Medium Mark A Whippet. Была образована «Школа английских танков» — там под началом англичан готовились первые русские танкисты.
Вообще в 1919—1920 годах англичане невероятно активно снабжали танками все части Белого движения — и Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) под командованием Деникина, и оставшуюся после их разгрома Русскую армию Врангеля, и Северную армию. Лишь Колчак на востоке остался без британской поддержки — это было связано с чрезвычайными логистическими трудностями при доставке бронетехники в глубь страны.
1-й танковый дивизион ВСЮР был организован 27 апреля 1919 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар). Дивизион насчитывал шестнадцать английских танков — четыре отряда по четыре машины. Половина — могучие Mark V с тяжелым пушечным вооружением, вторая половина — легкие пулеметные Mk A Whippet. Танки оказались мощным подспорьем. Наиболее известной операцией с их участием стал штурм Царицына в конце июня 1919 года — именно танки и бронепоезда сыграли наиболее значительную роль в разгроме красных и итоговом взятии города. В определенной мере танки имели больше психологическое, нежели огневое значение, но последнее тоже не стоит недооценивать. К слову, в том бою принимало участие не шестнадцать, а семнадцать танков: к 1-му танковому дивизиону ВСЮР присоединился еще один Mk A Whippet с британским экипажем под командованием капитана Кокса.