Бронь крепка: как российские сервисы посуточной аренды жилья замещают ушедшие аналоги
В результате остановки работы в России в 2022 году многих зарубежных сервисов для организации путешествий — Booking.com, trivago, Agoda, Skyscanner — их место стали занимать российские аналоги. Как свидетельствуют данные МТС, отечественные платформы для бронирования отелей и апартаментов фиксируют большой прирост числа пользователей. При этом Booking.com по-прежнему входит в пятерку наиболее популярных сервисов у путешественников, что участники рынка объясняют силой бренда, качеством контента и привычкой россиян изучать возможности размещения именно там.
Взлеты и падения
Наибольший прирост числа пользователей онлайн-платформ в 2022 году зафиксирован у сервисов для бронирования отелей и апартаментов — как результат приостановки работы в России западных компаний, говорится в исследовании МТС Travel (на основе Big Data проанализированы обезличенные агрегированные данные о трафике на 75 популярных платформах для бронирования жилья, билетов, покупки туров и экскурсий, а также отзывов с января 2021 года по декабрь 2022 года включительно, есть у Forbes).
Лидером по росту стал «Суточно.ру», специализирующийся на аренде апартаментов: количество его уникальных пользователей выросло в 4,5 раза по сравнению с 2021 годом. Вторым по этому показателю стал сервис Bronevik.com — за 2022 год его аудитория увеличилась в 4,3 раза. Число интернет-пользователей Ostrovok.ru выросло в 3,5 раза год к году. Четвертая позиция — у туроператора «Дельфин», который специализируется на путешествиях по России, — в 3,3 раза год к году. Пятерку замыкает сайт туроператора Tez Tour, у которого за год стало в два раза больше уникальных посетителей.
«Топ» со знаком «минус» составили платформы по выбору и бронированию отелей trivago (минус 67%) и Agoda (минус 63%), а также система поиска авиабилетов Skyscanner (минус 38%), приостановившие работу в России.
Аудитория Booking.com, который приостановил работу в России в марте 2022 года, сократилась на треть к 2021 году. Примечательно, что несмотря на это платформа до сих пор входит в пятерку наиболее популярных у путешественников. Кроме Booking.com, в пятерку наиболее популярных ресурсов для организации отдыха у россиян входят сервис Tutu.ru, сайт с отзывами пользователей Tripadviser, агрегатор «Яндекс.Путешествия» и поисковик билетов Aviasales. Аудитория их сайтов и приложений выросла в среднем на 11% к 2021 году.
С уходом AirBnB и Booking.com рынок бронирования жилья в России перераспределился на отечественные сервисы, говорит владелец и генеральный директор «Суточно.ру» Юрий Кузнецов. «В 2023 году конкуренция между российскими сервисами будет продолжать расти», — уверен он. После ухода иностранных компаний в 2022 году путешествия, особенно сегмент отелей, ожидаемо перераспределились в пользу локальных игроков, согласен директор по продукту «Яндекс Путешествий» Евгений Абрамзон: «Например, мы в нашем отельном сервисе в пиковые недели видели десятикратный и больше рост бизнес-показателей».