Благодаря пандемии первые летающие машины появятся в воздухе уже в этом году
Узнайте историю Hoversurf – стартапа из России, вступившего в схватку с Airbus и Uber.
Всего несколько лет назад летающие автомобили казались небылицей, существующей исключительно во вселенных «Бегущего по лезвию», «Гарри Поттера» и «Пятого элемента». Но сказки кончились – считают аналитики Morgan Stanley. По их подсчетам, уже в 2045 году объем рынка «пассажирских дронов» составит $3 трлн. В схватку за место под солнцем (в прямом смысле этого слова) уже бросились Airbus, Boeing и Uber (премьера летающего такси от компании была намечена на Expo в Дубае в 2020 году). Не дают покоя небесные тихоходы и инвесторам: сооснователь Google Ларри Пейдж поддерживает новозеландский стартап Zephyr Airworks, а стоявший у истоков Google X Себастьян Трун – калифорнийский проект Kitty Hawk.
Еще один пионер в разработке летающих машин – компания Hoversurf, принадлежащая Александру Атаманову. Проект петербуржца не может похвастаться вниманием авторитетных инвесторов из Кремниевой долины (по крайней мере публично), а также десятками миллионов инвестиций. Но у него есть другое существенное преимущество над конкурентами – Hoversurf создает прототипы машин, которые действительно летают. Выстроив маркетинговую стратегию на хайпе (ролики стартапа на YouTube собирают по несколько миллионов просмотров), Атаманову удалось заручиться поддержкой правительства Москвы, заинтересовать проектом «Сбербанк» и начать тестирование летающих аппаратов на территории Дубая. Даже в период пандемии работа в Hoversurf кипит: в ближайшее время компания представит прототип первой воздушной кареты скорой помощи.
На первый взгляд летающие автомобили кажутся то ли утопией, то ли небылицей. Как эта идея вообще пришла вам в голову?
Дело в том, что я все детство провел на взлетно-посадочной полосе для малой авиации. Там мой отец вместе со своими единомышленниками создавали летательные аппараты и испытывали их, с нуля составляли чертежи, проектную документацию, делали двигатели, пропеллеры. И практически каждые выходные отец брал меня с собой. И я, так сказать, начал постепенно влюбляться в авиацию.
И там вы впервые поднялись в воздух?
Нет, там я очень много катался по земле, отец не брал меня с собой летать. Потому что я был маленьким, а техника экстремальная. Впервые я полетел лет в семь, на параплане.
В интервью вы говорили, что проект летающих автомобилей изначально не был коммерческим, вы воспринимали его больше как хобби. Почему?
Да, у меня был другой стартап в то время, в 2016 году, (Online Patent – система онлайн-патентирования. – Прим. GQ), который приносил доход и позволял на факультативной основе заниматься Hoversurf. А летающий транспорт – это было увлечение. И в какой-то момент вокруг него сформировался некий нетворк, небольшая группа фанатов, которая помогла создать первый летающий мотоцикл Scorpion 1.
В какой момент увлечение стало для вас бизнесом?
Я давно планировал внести свой вклад в авиацию, скажем так. Просто вокруг не было необходимых технологий. А поскольку мой основной уклон – технические инновации, я мониторил патентные ландшафты и рынок, ждал, когда появятся подходящие решения. Их не было, все решения на тему летающих машин напоминали самолеты и вертолеты. Но лишь до тех пор, пока в 2010 году не появились дроны, маленькие квадрокоптеры, пока рынок не изменился. Наверное, это и стало запалом, технологическим прорывом, который позволил реализовать проект Hoversurf. Я понял, что новая технология лучше всего подходит для моей идеи. И сейчас – ровно то время, когда нужно этим заниматься. Это новый рынок, голубой океан. Работая над этим сегодня,