Битый небитого везет: история, настоящее и будущее краш-тестов
Незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности
И к законам физики данное правило относится тоже: активная и пассивная безопасность автомобиля — это не только маркетинговые понятия, но еще и реальные конструкционные новшества, которые появляются каждый год. Чтобы внедрить их, нужно посмотреть, как все работает в аварийной ситуации. То есть разбить новенький автомобиль вдребезги, а потом посмотреть, что из этого получится. И поскольку требования к безопасности машин постоянно повышаются, усложняются и краш-тесты.
Как все начиналось
На самом деле, первые испытания, в которых подопытные автомобили разбивались вдребезги, проводились еще до того, как это стало обязательной нормой. Например, в General Motors такую практику впервые применили еще в 1934 году.
Правда, в ту пору существовало много стереотипов. Например, люди думали, что чем крепче машина, тем она безопаснее. Реальность оказалась неумолимой: тяжелый автомобиль при столкновении не поглощал удар, а передавал его в салон — водителю и пассажирам. Так стало понятно, что у кузова непременно должны быть сминаемые зоны.
Первопроходцами в плане стандартизированных краш-тестов стали Соединенные Штаты Америки, и случилось это в 1970-е. Система зародилась благодаря Национальной ассоциации безопасности дорожного движения и получила знакомое название NCAP, что расшифровывается как New Car Assessment Program (программа оценки и контроля новых автомобилей). Занятые в программе специалисты придумали пятизвездочный рейтинг, который используется и по сей день. Интересно, что первый же проведенный краш-тест дал столько новой информации, что на один только ее анализ ушло добрых полгода.
Как ни странно, в Европе полноценные краш-тесты появились на два десятка лет позже. Ранее все испытания были неофициальными — автопроизводители боялись низких оценок и всячески препятствовали обнародованию данных, ссылаясь на их необъективность. Или хитрили: допустим, если машина хорошо показала себя в лобовом столкновении, но «завалила» боковой удар, сообщалось только о первой оценке.
Лишь в 1996 году появилась организация под названием EuroNCAP — та, что задает тон системам пассивной безопасности в Старом Свете. С 2009 года организация не дифференцирует результаты краш-тестов, а выставляет каждой конкретной модели только общую оценку, дабы не вводить покупателей в заблуждение.
Безопасность как ключевая фишка
У каждой крупной мировой автомобильной марки есть своя идея, которая воплощается в каждой последующей модификации. Так получилось, что, например, в BMW всегда делали акцент на удовольствие от вождения, в