Битые монеты, побеги из страны в страну и никакой штаб-квартиры: прошлое и будущее криптобиржи Чанпэна Чжао Binance
Работавший в McDonald's основатель Чжао, возможно, богаче Цукерберга, а биржа — самая быстрорастущая финансовая мекка в мире с гипотетической оценкой $300 млрд. Как он пришёл к идее, что получилось за первые 45 дней работы и почему его отношения с регуляторами так противоречивы.
Binance — самая быстрорастущая финансовая биржа среди лидеров мирового рынка, которая ежедневно обрабатывает по $76 млрд в криптосделках, пишет WSJ. Её пользователи могут купить, продать и обменять цифровые активы и заработать на них, а также торговать фьючерсами и деривативами.
СМИ считают её криптоэквивалентом лондонской, гонконгской и нью-йоркской бирж вместе взятых и говорят, что её оценка могла бы достигнуть $300 млрд. А состояние основателя сервиса Чанпэн Чжао может превышать суммы накоплений Марка Цукерберга, Сергея Брина, Ларри Пейджа и богатейшего человека Азии Мукеша Амбани.
Но эпоха безудержного роста Binance, возможно, подходит к концу. У компании нет ни штаб-квартиры, ни зачастую лицензий на криптооперации в странах, где живут её пользователи. Поэтому она всё чаще привлекает внимание регуляторов.
Кто основал Binance
Чанпэн Чжао родился в Китае в 1977 году. Его отец — университетский профессор и по совместительству геофизик-программист, а мать — школьная учительница. В конце 80-х вместе с родителями Чжао переехал в Канаду.
Лет в 13 отец купил ему компьютер за $5,5 тысяч, потратив большую часть семейных сбережений. Сперва Чжао только играл, но позже увлёкся кодом и в 16-17 лет прошёл несколько курсов по программированию. А чтобы помогать родителям финансово, устроился на работу: днём трудился в McDonald's, а ночами на заправке.
После школы юноша поступил в макгиллский университет Монреаля на бакалавра информатики. Там он подал заявку на стажировку в канадской компании, где работал с языком разметки HTML, а позже поехал на практику в Японию — в фирму, которая разрабатывала системы для трейдинга и сотрудничала с токийской фондовой биржей.
В 2001 году будущий предприниматель переехал в Нью-Йорк и устроился в брокерское подразделение финансового сервиса Bloomberg, где занимался вопросами фьючерсной торговли. А в 2005 году захотел строить своё собственное ПО для трейдинга и, уехав в Шанхай, основал компанию Fusion Systems.
О криптовалюте Чжао узнал через восемь лет — в 2013 году во время товарищеской игры в покер с учредителем криптобиржи BTC China Бобби Ли и Роном Цао, партнёром инвестиционной фирмы Lightspeed Ventures. Приятели тогда всё твердили о какой-то «битой монете» (Чжао подумал, что биткоин пишется в два слова — bit coin) и советовали ему конвертировать в неё 10% сбережений.
«Есть небольшой риск, что стоимость монеты упадёт до нуля и ты потеряешь свои 10%, но шанс, что она увеличится в десять раз, гораздо выше», — пояснял ему Цао.
Заинтригованный Чжао скачал «белую книгу» биткоина, в которой его создатель Сатоши Накомото рассказал об основных принципах проекта, почитал обсуждения на форуме bitcointalk.org и решил, что у валюты есть потенциал.
«Я часто переезжал и постоянно терял деньги, конвертируя свои сбережения в местные валюты. Благодаря блокчейну же средства можно переводить между любыми странами, не завися при этом от посредников», — думал он.
Сперва Чжао купил немного биткоина на те деньги, что уже были, а позже, чтобы по-настоящему разжиться криптовалютой, продал свою шанхайскую квартиру примерно за $1 млн. Одна монета тогда стоила примерно $600.
Несмотря на то, что цена его неоднократно опускалась до $200, первые биткоины Чжао не продавал. В 2019 году он сказал, что хранит тот «фонд» до сих пор — по оценкам издания Decrypt, тогда он составлял $17 млн.
В том же 2013 году информатик устроился главой отдела развития в сервис Blockchain.info, который помогал пользователям находить транзакции в блокчейне и создавать биткоин-кошельки, а также поработал техническим директором в криптобирже OKCoin.
Со временем он понял, что по-прежнему хорошо разбирается в трейдинге и обменных сделках, и в 2015 году ушёл, чтобы вновь открыть своё дело — на этот раз стартап Bijie Tech по разработке облачного ПО для обменников.
Как Чжао создал Binance
На пике своего развития Bijie Tech поставляла услуги сразу 30 платформам. Однако Чжао всё равно хотелось большего — например, открыть собственную биржу, для чего у него есть своё же ПО.
В 2017 году, чтобы привлечь инвестиции, он решил провести популярное тогда первичное размещение криптомонет, или ICO, и подготовил «белую книгу» на английском и китайском языках, в которой изложил идею будущего проекта. Назвал он его Binance, соединив слова «бинарный» и «финансы», чтобы подчеркнуть, что в мире существует два вида денег — традиционные и криптовалюта.
В ходе ICO и продажи 200 млн монет Binance Coin (BNB) Чжао привлёк $15 млн и 24 июня официально запустился, зарегистрировав материнскую компанию на Каймановых островах.
Штат из 30 человек продолжал работать из офиса Bijie Tech и радоваться не спешил, поскольку стоимость нативной валюты сервиса, в десятикратный рост которой верили инвесторы, быстро упала. Чтобы привлечь внимание к бирже, основатель добавлял на платформу больше активов, сам скупал BNB и проводил прямые эфиры в соцсетях, но безуспешно.