Толковый словарь электромобилиста

АвтопилотАвто

Электрокарский cловарь. Мужская версия

Издание первое, дополненное

Под редакцией Виталия Тищенко

С тех незапамятных времен, когда телефоны были большими, а телеэкраны – маленькими, автолюбителя отличает особый лексикон. Но если ваш автомобильный сленг – ровесник дедушкиных «Жигулей», вынуждены огорчить. Жизнь придумала не только новые песни. Слова «жиклер», «трамблер» и «подсос» позабыты даже слесарями в автосервисах. Автомобиль на наших глазах судорожно пытается соскочить с нефтяной иглы и воткнуться в розетку. Автовладельцу остается лишь осваивать новые смыслы, смутно знакомые по школьному учебнику физики, раздел «электричество». Или застрелиться из заправочного пистолета с «девяносто вторым»... Выбираете жизнь? Наш толковый словарь электромобилиста вам в помощь!

Аа: Аэродинамика

Конструкторы электромобилей (сокращенно EV, Electric vehicles) одержимы идеей машины, которая при движении не тревожит встречный воздух. Обтекаемость равна тишине: рев турбулентного потока, не заглушаемый ревом ДВС, давит на уши заметнее. А слоган «Тише едешь – дальше будешь» надо понимать буквально: лучше обтекаемость – меньше затраты энергии на движение – больше пробег до подзарядки. И хотя рваный ритм городского трафика позволяет вернуть часть затраченного (см. Рекуперация), на шоссе такого шанса нет. Отсюда все эти выдвижные ручки дверей, «аэродинамические» колесные диски и гладкие морды без отверстий. По крайней мере, такова официальная версия. Хотя не исключено, что все это придумали дизайнеры – чтобы их «автомобили будущего» не напоминали Lada Niva Legend.

Бб: Батарея тяговая

Источник энергии для движения электромобиля, а точнее, постоянного тока напряжением 400 или 800 вольт, база высоковольтной подсистемы EV. Подобно бензобаку, бывает разной емкости (см. Единицы измерения): чем больше, тем круче, но при этом тяжелее и дольше заряжать. В отличие от бензобака, устроена сложно. Неверно представлять батарею цельным кристаллом криптонита, способного магически накапливать и отдавать заряд (см. Химия). В основе – «пальчиковые» аккумуляторные ячейки (см. Ячейка), собранные в пакеты. Часто имеет встроенную систему охлаждения и обогрева (см. Термостатирование) и непростую форму, чтобы заполнить все отведенное пространство. Заключена в огнеупорный, водонепроницаемый и ударопрочный корпус, способный уцелеть даже в серьезной аварии. Хотя, как известно из новостей, периодического самовозгорания EV это не отменяет.

Вв: время зарядки

 

Количество проведенных у розетки часов и минут – вот что волнует владельца EV больше всего. После наличия самой розетки, разумеется. Зависит оно от многого – емкости, конструкции и степени заряда батареи, типа и мощности зарядного устройства (ЗУ), температуры воздуха (см. Зарядка, Станция). Варьируется от бесконечности (ну ладно, суток), если подключить EV к бытовой электросети, до десятков минут при зарядке от мощной специализированной станции. Производители любят указывать время заряда от 10–20 до 80 процентов емкости батареи, поскольку в этом интервале используется максимальная для данной батареи мощность зарядки. Но сравнивать разные EV удобнее по запасу хода (см. Дальность), набранного за условный «час у розетки». Или полчаса. Или пять минут – как маркетологи скажут. Первые чемпионы в этой дисциплине – корейские Hyundai Ioniq 6 и Kia EV6 (1200–1400 км за час), однако рекорды сегодня обновляются едва ли не ежемесячно.

Гг: гибриды

Машины на комбинированной тяге – ДВС плюс электромотор с небольшой батареей. Плюсы – независимость от розетки, резвость вкупе с экономичностью в городе благодаря рекуперации (см. соотв. статью, далее – см.), возможность езды в «чистом» электрорежиме. Минус – за городом электричество и резвость быстро заканчиваются. По-английски обозначаются HEV или PHEV, если батарею на стоянке можно зарядить от сети. Бывают параллельные, когда ДВС и электричество вращают колеса сообща, и последовательные, если тянет только электромотор, а ДВС крутит генератор для подзарядки батареи на ходу.

Дд: Дальность хода

Пробег без подзарядки – расстояние от розетки до розетки, которое способен проехать EV. Определяется отношением емкости батареи к условному расходу энергии на 100 км пробега. Почему условному? Потому что, помимо собственно техники, расход зависит от режима движения, погоды, темперамента водителя и включенных комфортных опций – печки, кондиционера или музыки. Последние, кстати, могут съесть до 30 процентов расчетного пробега. Точных цифр вам не назовет никто: слишком много переменных в этом уравнении. Самые дальнобойные EV сегодня обещают до 700–800 км на одной зарядке. Любопытно, что прошлогодний российский EV-бестселлер Zeekr 001 отличился и здесь: в мае на китайский рынок вышла версия с заявленным запасом хода в 1000 километров! Хотя многое тут зависит от того, как считать (см. Цикл испытательный).

Ее: Единицы измерения

Прощаемся с олдскульными «л.с.» и «л на 100 км». У тока свои параметры: сила в амперах (А) и напряжение в вольтах (В). Мощность – произведение этих величин, измеряется в ваттах (Вт), а точнее, в тысячах ватт, то есть киловаттах (кВт). Дальше сложнее, но будем считать, что емкость, или запасаемая энергия батареи, – это ее способность гарантированно отдавать ток определенной мощности в течение определенного времени. Измеряется в киловатт-часах (кВт•ч): соответственно, полностью заряженная батарея емкостью 1 кВт•ч должна выдавать ток средней мощностью 1 кВт в течение часа. Расход энергии, или экономичность, – это количество киловатт-часов, затраченных на 100 км пробега (кВт•ч/100 км): тут наконец-то видна аналогия с ДВС. То есть батарея емкостью 100 кВт•ч при среднем расходе в 20 кВт•ч/100 км обеспечивает 500 км пробега без подзарядки. Теоретически (см. Дальность хода).

Жж: ЖК-дисплей

Чтобы EV стал пользователю ближе и роднее, конструкторы стараются превратить его в гаджет на колесах. Поэтому все, чем можно управлять при помощи тачскрина, управляется в нем при помощи тачскрина. Или нескольких. Даже если это непривычно или неудобно. Руль с педалями акселератора и тормоза пока на месте, но инженеры-футуристы не сдаются. Руль, например, уже делают в виде самолетного штурвала.

Зз: Зарядка

Пополнение заряда тяговой батареи – волнующий и, как правило, длительный процесс (см. Время зарядки). Лучший способ его ускорить – «залиться» постоянным током (DC) от мощной станции типа тесловского «Суперчарджера» (см. Станция). Неудивительно, что таких станций мало, а стоимость киловатт-часа на них самая высокая. Больше распространены другие терминалы ускоренной зарядки – тоже DC, но более скромной мощностью 50–60 кВт. Например, столичные «Энергия Москвы», на которых заряжаются бесплатно. В них же применяется и более доступный формат зарядки переменным током (AC). Но для «заливки» в батарею AC надо преобразовать в DC, чем в EV занимается бортовое зарядное устройство мощностью до 22 кВт. Это сильно замедляет дело. Возможна и зарядка от бытовой электросети AC напряжением 380 или 220 В – если в ближайшие 8–12–24 часа машина вам не понадобится. Конечно, потребуется и провод с подходящими разъемами. Для DC они свои (европейского, японского, китайского или «тесловского» стандарта), для АС – свои, тоже разные. Хотя бывают и комбинированные. Один – на машине, другой – на зарядной станции. И все это должно совпасть. При несовпадении помогают переходники, но не всегда. Ведь станция, чтобы начать зарядку, должна «договориться» с машиной, а вы же знаете, как привередливы бывают эти компьютеры. Тем более что с ввезенным по-дикому EV не всегда договаривается даже владелец. Поэтому производители экспериментируют и с беспроводной зарядкой EV, и даже с зарядкой прямо на ходу – говорят, в Великобритании такие специально оборудованные трассы уже есть.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться Хватит валять дурака: 10 рабочих советов, как перестать лениться

Как разорвать этот порочный круг и победить чувство лени

ТехИнсайдер
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей

Гибель сотен морских животных оказалась связана с усилением апвеллинга

N+1
Искусство компромисса Искусство компромисса

Карл V: монарх, который искал компромиссов, а в итоге разочаровался во всём

Дилетант
Прирожденные певцы: для чего и о чем поют птицы Прирожденные певцы: для чего и о чем поют птицы

О чем все время поют птицы? Зачем они это делают?

ТехИнсайдер
Гнать волну Гнать волну

Серфинг — самый романтичный и один из самых сложных видов экстремального спорта

ТехИнсайдер
Менялы вместо банков Менялы вместо банков

Перевод денег из России в другие страны превратился в настоящий квест

Монокль
Марсоход Curiosity расскажет, как с планеты уходила вода Марсоход Curiosity расскажет, как с планеты уходила вода

Марсоход NASA Curiosity начал исследование нового региона Марса

ТехИнсайдер
«Ты бросил меня!» 7 системных сценариев, из-за которых уходят мужчины «Ты бросил меня!» 7 системных сценариев, из-за которых уходят мужчины

Типы мужчин и женщин, которые чаще всего рискуют остаться одни

Лиза
Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе Как фильтровать и адаптировать под себя чужие советы о здоровье и успехе

Как среди огромного потока «экспертных» советов найти полезные именно для себя?

РБК
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
150 лет первой выставке импрессионистов: как они остановили время 150 лет первой выставке импрессионистов: как они остановили время

За что живопись была высмеяна и почему «импрессионизм» — это ругательство

СНОБ
Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания Авианосцы постройки Италии и Испании. Часть 2: Испания

Флагманы испанского флота: «Принц Астурийский» и «Хуан Карлос I»

Наука и техника
10 цитат Германа Роршаха, которые помогут разглядеть суть вещей 10 цитат Германа Роршаха, которые помогут разглядеть суть вещей

Герман Роршах пришел к любопытным выводам о мышлении человека

Psychologies
Насколько уникальна наша Солнечная система Насколько уникальна наша Солнечная система

Солнечная система имеет искусственное происхождение!

Зеркало Мира
Почему мы все усложняем: 6 внутренних причин Почему мы все усложняем: 6 внутренних причин

Откуда привычка видеть мир в черном цвете? Как изменить отношение к жизни?

Psychologies
Как убирать спальню каждый день, раз в неделю и раз в месяц: советы профессиональных клинеров Как убирать спальню каждый день, раз в неделю и раз в месяц: советы профессиональных клинеров

Как поддерживать в спальне чистоту и порядок?

VOICE
Почему никто не любит умных женщин: 7 причин Почему никто не любит умных женщин: 7 причин

Почему мужчины до сих пор не воспринимают женщин как равных?

Psychologies
Устойчивая к лечению депрессия повысила риск ее развития у родственников Устойчивая к лечению депрессия повысила риск ее развития у родственников

В развитии большого депрессивного расстройства генетика играет большую роль

N+1
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Ринат Абдрахманов: Любой может создать изображение, но от этого он не станет художником Ринат Абдрахманов: Любой может создать изображение, но от этого он не станет художником

Художник Ринат Абдрахманов — об искусственном интеллекте вместо творца

СНОБ
Как исцелиться от травмы отвержения: 5 психологических приемов Как исцелиться от травмы отвержения: 5 психологических приемов

Когда формируется травма отвержения, как ее можно выявить и как — исцелить

Psychologies
5 шагов, которые помогут активировать ваши внутренние ресурсы 5 шагов, которые помогут активировать ваши внутренние ресурсы

Внутри каждого из нас есть ресурсы, которые мы не задействуем

Psychologies
Лошадиная сила Лошадиная сила

Когда автомобиль превратился в средство передвижения, лошади стали роскошью

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Дреды вместо лаптей: почему сериал «Джентльмен в Москве» бьет мимо цели Дреды вместо лаптей: почему сериал «Джентльмен в Москве» бьет мимо цели

Каким вышел сериал о дореволюционном аристократе, застрявшем в 1920-х в Москве

Forbes
Японский сад, музей Барби и кладбище: гид по Краснодару Японский сад, музей Барби и кладбище: гид по Краснодару

Что смотреть в Краснодаре?

СНОБ
Семь правил винного этикета Семь правил винного этикета

Каких правил стоит придерживаться, когда пьешь вино?

Maxim
Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации Как выбрать леску для триммера: виды, отличия, рекомендации

Какой леской лучше косить траву триммером? На что обратить внимание при выборе?

CHIP
Новый дивидендный сезон: что частные инвесторы получат по его итогам Новый дивидендный сезон: что частные инвесторы получат по его итогам

Кто и сколько заплатит акционерам и что из этого достанется частным инвесторам?

Forbes
Открыть в приложении