Ильф и Петров призывали любить пешеходов. Вторит им и столичное правительство

АвтоМирАвто

Неразделенная любовь

Ильф и Петров призывали любить пешеходов. Вторит им и столичное правительство, массово устанавливающее на пешеходных переходах камеры

Текст Алексей Лучников

ПДД вовсе не обязывают водителя тормозить «в пол» при виде человека, собравшегося шагнуть на «зебру» на противоположной стороне шоссе

Cтоличный Центр организации дорожного движения анонсировал введение в действие до начала лета несколько десятков камер автоматической фиксации нарушений правил проезда пешеходных переходов. В обязанность им будет вменено следить, чтобы водители пропускали пешеходов на «зебре». Нарушителей будут штрафовать на 1500 рублей. Если нарушение фиксирует непосредственно инспектор ДПС, то штраф может вырасти до 2500 рублей. Недешево, прямо скажем.

Впервые в Москве аналогичную систему запустили осенью 2016 года на Нижегородской улице. Тогда ее работа вызвала много жалоб со стороны автомобилистов, посчитавших, что наказание им было назначено необоснованно. И хотя Дептранс клянется, что алгоритмы были доработаны и ошибок не будет, избежать критики не удастся и сейчас, в этом можно не сомневаться.

Дело в том, что вопрос приоритета пешехода весьма неоднозначен даже тогда, когда решение принимает человек. Под силу ли учесть все нюансы компьютеру? Едва ли.

Тем не менее, не лишним будет вспомнить, как регулируют эту ситуацию Правила дорожного движения. Это потребуется для того, чтобы в случае необходимости отстоять свои права независимо от того, кем или чем будет зафиксировано нарушение. Да и будет ли оно нарушением? Ну и про безопасность тех, кто наименее защищен на дороге, тоже не надо забывать. Говорить о ней можно только при безусловном соблюдении ПДД всеми участниками движения.

Всегда учитывайте то, что люди на «зебре» могут не только побежать или внезапно, остановиться, но и вообще развернуться и пойти в обратном направлении – так что просчитывайте свои действия с поправкой на неожиданности

Буква закона

Итак, пункт ПДД 14.1 обязывает водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, уступить дорогу пешеходам, переходящим или вступившим на проезжую часть для перехода. Это – первое условие, суть которого в том, что приоритетом пользуется только тот пешеход, который либо уже находится на «зебре», либо занес ногу, чтобы начать движение через проезжую часть.

Прохожий, стоящий рядом с переходом или приближающийся к нему пусть даже с явным намерением перейти дорогу, преимуществом не пользуется. Это важно!

Следующий ключевой вопрос, который требует пояснения – что же все-таки означает «уступить дорогу»? Обиходного понимания недостаточно. Поэтому снова обращаемся к ПДД. Ответ находим в определении этого термина в пункте 1.2: «уступить дорогу (не создавать помех) – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Иными словами, машина не должна вынуждать пешехода уворачиваться от нее во избежание наезда. Таким образом, обязанность уступить дорогу возникает только в том случае, если траектории автомобиля и пешехода не просто пересекаются, а есть вероятность, что они окажутся в одном и том же месте в одно и то же время. В этой ситуации водителю необходимо предпринять меры, чтобы этого «свидания» избежать. Иначе говоря – затормозить.

Обязанность водителя уступить дорогу возникает, если траектории автомобиля и пешехода не просто пересекаются, а есть реальная вероятность столкновения

Прогнозируем тщательно

Надо понимать, что не в каждом случае нахождения человека на переходе водителю надо давить педаль тормоза. Например, нет смысла тормозить, если пешеход начал переход слева направо, и, чтобы оказаться на пути водителя, ему предстоит еще пересечь несколько полос дороги. В той же столице немало переходов через дороги с 3–4 полосами движения в каждом направлении. Пока пешеход их пересечет, машины, ехавшей по дальней от него полосе, уже и след простыл.

В этой ситуации претензий к водителю быть не должно, так как пешеход как шел своей дорогой, так и продолжил идти дальше без риска для жизни и здоровья. Но вот разделяет ли эту точку зрения камера, неизвестно.

Основные же споры, скорее всего, будут возникать в пограничных ситуациях, когда водитель и камера по-разному оценили возможность наезда. Наверняка параметры, заложенные в алгоритм камеры, не совпадут с расчетами водителя. Остается только посоветовать водителям перестраховываться и просчитывать ситуации с поправкой.

Стоит принять во внимание и то, что шедший спокойно пешеход в любой момент может побежать, например, увидев приближающийся автобус. Всегда учитывайте, что человек может поменять не только скорость своего движения, но и направление: что-то вспомнил – развернулся прямо на переходе и пошел обратно. Для водителя это может стать полной неожиданностью.

Уже этим летом за тем, как водители пропускают пешеходов, в Москве будут следить несколько десятков камер

Дайте жалобную книгу

Если вы считаете, что наказание за непредоставление преимущества пешеходу назначено необоснованно, воспользуйтесь своим правом на обжалование вынесенного постановления. По закону сделать это можно в течение 10 дней с момента вручения постановления – из рук инспектора или получения заказного письма на почте. Если постановление выносит инспектор прямо на дороге, то о своем несогласии можно заявить сразу. В этом случае вместо постановления он обязан составить протокол об административном правонарушении, который и станет предметом обжалования. Первая инстанция, куда подается жалоба, – это руководитель подразделения, сотрудник которого поставил под документом свою подпись. По «письму счастья» обращаться надо в региональный центр автоматизированной фиксации правонарушений, адрес которого есть в постановлении. Для того, чтобы добиться успеха, нужны факты, доказывающие ошибочность наказания: лучше, если это будет запись видеорегистратора или, например, камеры наружного наблюдения.

Фото: Ekaterina M, FotograFF/Фотобанк ЛОРИ; ShutterStock/Fotodom.ru; Raman/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эмоции – его стихия Эмоции – его стихия

Новый компактный кроссовер призван привлечь внимание новой для Lexus аудитории

АвтоМир
Трёхминутные медитации Трёхминутные медитации

Простые техники, чтобы улучшить настроение и снять стресс

Yoga Journal
Путь в гору Путь в гору

Как боец Хабиб Нурмагомедов стал одним из главных героев мирового спорта

Forbes
Принцы и принцессы хип-хопа — 2019: список Forbes Принцы и принцессы хип-хопа — 2019: список Forbes

Forbes выбрал самых перспективных хип-хоп-артистов до 30 лет

Forbes
Задачи для ретушера Задачи для ретушера

Suzuki Vitara пережила плановое обновление

АвтоМир
Haval H9 попал в переплет Haval H9 попал в переплет

Продажи марки Haval и внедорожника Н9 в частности резко идут в гору

АвтоМир
Грузовик за восемь миллионов Грузовик за восемь миллионов

Тема тюнинга автомобилей не теряет своей актуальности

4x4 Club
Порошенко попал в ловушку Порошенко попал в ловушку

Семьдесят против тридцати за победу Владимира Зеленского во втором туре

Эксперт
Почему бы вам не купить бейсболку на весну и лето? Почему бы вам не купить бейсболку на весну и лето?

Если не хотите лишний раз задумываться об акцентах в образах

GQ
Фармотрасль требует прозрачных правил игры Фармотрасль требует прозрачных правил игры

Новые нормативы госзакупок нацелены на доступность инновационных фармпрепаратов

Эксперт
Как защититься от негативного воздействия: 5 стратегий Как защититься от негативного воздействия: 5 стратегий

Наш мозг запрограммирован на эмоциональное «инфицирование»

Psychologies
Специалист по конфликтам. В Baring Vostok пришел антикризисный менеджер из А1 Специалист по конфликтам. В Baring Vostok пришел антикризисный менеджер из А1

Артем Артюхов из A1 пришел в Baring Vostok, чтобы разрешить конфликт

Forbes
От Питера до Москвы на электротяге: невероятно быстро и очень медленно От Питера до Москвы на электротяге: невероятно быстро и очень медленно

Jaguar I-Pace: быстрый, красивый, дерзкий и полностью электрический

Популярная механика
Ночной кошмар Илона Маска. Бренд Rivian создал конкурента Tesla Ночной кошмар Илона Маска. Бренд Rivian создал конкурента Tesla

Бренд Rivian предлагает электромобили для активного отдыха

Forbes
Колото о себе Колото о себе

Сегодня татуировки стали модой, частью масскульта и — бурно развивающимся рынком

Огонёк
Выбить глаз Лондону… Выбить глаз Лондону…

При первом знакомстве с Jaguar E-PACE возникают крайне реакционные мысли

4x4 Club
Какое из своих «Я» мы показываем другим? Какое из своих «Я» мы показываем другим?

Можно ли расшифровать бессознательные особенности человека

Psychologies
Сверхспособности вашей собаки: 7 научных фактов Сверхспособности вашей собаки: 7 научных фактов

Мы привыкли очеловечивать питомцев и думаем, что они понимают мир так же, как мы

Psychologies
Говорящие с деревьями Говорящие с деревьями

Природа особенно хороша тогда, когда мы познаем ее на чувственном уровне

Psychologies
Ремень-навигатор: есть ли место умной одежде в модной индустрии Ремень-навигатор: есть ли место умной одежде в модной индустрии

Пригодна ли умная одежда для повседневной носки

Forbes
Команда молодости. Зачем бизнес вкладывается в образование школьников Команда молодости. Зачем бизнес вкладывается в образование школьников

Компании «омолаживают» образовательные программы в борьбе с дефицитом кадров

Forbes
Как цвета влияют на нашу психику Как цвета влияют на нашу психику

Какое влияние цвета оказывают на наше эмоциональное состояние

Vogue
«Плохой муж, любящий папа»: почему нельзя запрещать детям любить отца «Плохой муж, любящий папа»: почему нельзя запрещать детям любить отца

Почему важно поддерживать детскую любовь к отцу?

Psychologies
«Принимайте себя утром и вечером, до и после еды» «Принимайте себя утром и вечером, до и после еды»

Как наша героиня от борьбы с собой пришла к принятию и что ей в этом помогло

Psychologies
Нежелезный Феликс Нежелезный Феликс

Каким был организатор убийства Григория Распутина

Дилетант
Мальбэк х Сюзанна: «Мы относимся к классике хорошо, потому что хотим ею стать» Мальбэк х Сюзанна: «Мы относимся к классике хорошо, потому что хотим ею стать»

Музыкальная пара рассказывает о своем стиле, отношениях, поклонниках и не только

Vogue
Тренч — инструкция по применению: 7 советов стилиста Тренч — инструкция по применению: 7 советов стилиста

Без тренча весной не жизнь, а сплошное мучение, не правда ли?

Cosmopolitan
Две свадьбы, одни похороны: полный гид по третьему сезону Две свадьбы, одни похороны: полный гид по третьему сезону

Вспоминаем события третьего сезона, в котором происходит Красная свадьба

Esquire
Под конвоем заботы. Как женщины отстаивают свое право на труд Под конвоем заботы. Как женщины отстаивают свое право на труд

Можно ли бороться с законами, запрещающими профессии для женщин

Forbes
5 книг, после которых захочется побывать за пределами Земли 5 книг, после которых захочется побывать за пределами Земли

Подборка из пяти интересных книг о космосе и инопланетном разуме

Популярная механика
Открыть в приложении