Ильф и Петров призывали любить пешеходов. Вторит им и столичное правительство

АвтоМирАвто

Неразделенная любовь

Ильф и Петров призывали любить пешеходов. Вторит им и столичное правительство, массово устанавливающее на пешеходных переходах камеры

Текст Алексей Лучников

ПДД вовсе не обязывают водителя тормозить «в пол» при виде человека, собравшегося шагнуть на «зебру» на противоположной стороне шоссе

Cтоличный Центр организации дорожного движения анонсировал введение в действие до начала лета несколько десятков камер автоматической фиксации нарушений правил проезда пешеходных переходов. В обязанность им будет вменено следить, чтобы водители пропускали пешеходов на «зебре». Нарушителей будут штрафовать на 1500 рублей. Если нарушение фиксирует непосредственно инспектор ДПС, то штраф может вырасти до 2500 рублей. Недешево, прямо скажем.

Впервые в Москве аналогичную систему запустили осенью 2016 года на Нижегородской улице. Тогда ее работа вызвала много жалоб со стороны автомобилистов, посчитавших, что наказание им было назначено необоснованно. И хотя Дептранс клянется, что алгоритмы были доработаны и ошибок не будет, избежать критики не удастся и сейчас, в этом можно не сомневаться.

Дело в том, что вопрос приоритета пешехода весьма неоднозначен даже тогда, когда решение принимает человек. Под силу ли учесть все нюансы компьютеру? Едва ли.

Тем не менее, не лишним будет вспомнить, как регулируют эту ситуацию Правила дорожного движения. Это потребуется для того, чтобы в случае необходимости отстоять свои права независимо от того, кем или чем будет зафиксировано нарушение. Да и будет ли оно нарушением? Ну и про безопасность тех, кто наименее защищен на дороге, тоже не надо забывать. Говорить о ней можно только при безусловном соблюдении ПДД всеми участниками движения.

Всегда учитывайте то, что люди на «зебре» могут не только побежать или внезапно, остановиться, но и вообще развернуться и пойти в обратном направлении – так что просчитывайте свои действия с поправкой на неожиданности

Буква закона

Итак, пункт ПДД 14.1 обязывает водителя транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, уступить дорогу пешеходам, переходящим или вступившим на проезжую часть для перехода. Это – первое условие, суть которого в том, что приоритетом пользуется только тот пешеход, который либо уже находится на «зебре», либо занес ногу, чтобы начать движение через проезжую часть.

Прохожий, стоящий рядом с переходом или приближающийся к нему пусть даже с явным намерением перейти дорогу, преимуществом не пользуется. Это важно!

Следующий ключевой вопрос, который требует пояснения – что же все-таки означает «уступить дорогу»? Обиходного понимания недостаточно. Поэтому снова обращаемся к ПДД. Ответ находим в определении этого термина в пункте 1.2: «уступить дорогу (не создавать помех) – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость». Иными словами, машина не должна вынуждать пешехода уворачиваться от нее во избежание наезда. Таким образом, обязанность уступить дорогу возникает только в том случае, если траектории автомобиля и пешехода не просто пересекаются, а есть вероятность, что они окажутся в одном и том же месте в одно и то же время. В этой ситуации водителю необходимо предпринять меры, чтобы этого «свидания» избежать. Иначе говоря – затормозить.

Обязанность водителя уступить дорогу возникает, если траектории автомобиля и пешехода не просто пересекаются, а есть реальная вероятность столкновения

Прогнозируем тщательно

Надо понимать, что не в каждом случае нахождения человека на переходе водителю надо давить педаль тормоза. Например, нет смысла тормозить, если пешеход начал переход слева направо, и, чтобы оказаться на пути водителя, ему предстоит еще пересечь несколько полос дороги. В той же столице немало переходов через дороги с 3–4 полосами движения в каждом направлении. Пока пешеход их пересечет, машины, ехавшей по дальней от него полосе, уже и след простыл.

В этой ситуации претензий к водителю быть не должно, так как пешеход как шел своей дорогой, так и продолжил идти дальше без риска для жизни и здоровья. Но вот разделяет ли эту точку зрения камера, неизвестно.

Основные же споры, скорее всего, будут возникать в пограничных ситуациях, когда водитель и камера по-разному оценили возможность наезда. Наверняка параметры, заложенные в алгоритм камеры, не совпадут с расчетами водителя. Остается только посоветовать водителям перестраховываться и просчитывать ситуации с поправкой.

Стоит принять во внимание и то, что шедший спокойно пешеход в любой момент может побежать, например, увидев приближающийся автобус. Всегда учитывайте, что человек может поменять не только скорость своего движения, но и направление: что-то вспомнил – развернулся прямо на переходе и пошел обратно. Для водителя это может стать полной неожиданностью.

Уже этим летом за тем, как водители пропускают пешеходов, в Москве будут следить несколько десятков камер

Дайте жалобную книгу

Если вы считаете, что наказание за непредоставление преимущества пешеходу назначено необоснованно, воспользуйтесь своим правом на обжалование вынесенного постановления. По закону сделать это можно в течение 10 дней с момента вручения постановления – из рук инспектора или получения заказного письма на почте. Если постановление выносит инспектор прямо на дороге, то о своем несогласии можно заявить сразу. В этом случае вместо постановления он обязан составить протокол об административном правонарушении, который и станет предметом обжалования. Первая инстанция, куда подается жалоба, – это руководитель подразделения, сотрудник которого поставил под документом свою подпись. По «письму счастья» обращаться надо в региональный центр автоматизированной фиксации правонарушений, адрес которого есть в постановлении. Для того, чтобы добиться успеха, нужны факты, доказывающие ошибочность наказания: лучше, если это будет запись видеорегистратора или, например, камеры наружного наблюдения.

Фото: Ekaterina M, FotograFF/Фотобанк ЛОРИ; ShutterStock/Fotodom.ru; Raman/Fotolia.com

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эмоции – его стихия Эмоции – его стихия

Новый компактный кроссовер призван привлечь внимание новой для Lexus аудитории

АвтоМир
Высшие силы Высшие силы

Самая-самая Mazda6 и топовая Kia Optima. Кто из них талантливее?

АвтоМир
Клюква в сахаре Клюква в сахаре

Сравнительный тест ярких переднеприводных Haval H2 и Hyundai Creta с АКП

АвтоМир
В США опубликован доклад Мюллера о российском вмешательстве в выборы В США опубликован доклад Мюллера о российском вмешательстве в выборы

Документ включает итоги двухлетнего расследования о вмешательстве России

Forbes
Volkswagen Passat: хочу отличаться Volkswagen Passat: хочу отличаться

Белоснежный седан с дизелем в самой дорогой комплектации

АвтоМир
Пятки сверкали Пятки сверкали

В юности Аглая Тарасова сбегала из дома

StarHit
Что в голове у мотоциклиста? Что в голове у мотоциклиста?

Все, о чем мотоциклисты думают и мечтают, чего опасаются

Quattroruote
Три бронебойных буквы: самый мощный пулемет в мире Три бронебойных буквы: самый мощный пулемет в мире

КПВ мог уничтожать не только легкобронированную технику, но и самолеты

Популярная механика
Спасибо за «вафлю»! Спасибо за «вафлю»!

«Вафельница» — пожалуй, самое полезное нововведение

4x4 Club
Тихо! Идет съемка Тихо! Идет съемка

Интервью со Станиславом Дужниковым

OK!
Цифровые перебежчики: почему топ-менеджеры крупных финансовых корпораций уходят в криптопроекты Цифровые перебежчики: почему топ-менеджеры крупных финансовых корпораций уходят в криптопроекты

Истории топ-менеджеров, которые решили уйти в рискованный мир биткоина и эфира

Forbes
Гороскоп Vogue: апрель 2019 Гороскоп Vogue: апрель 2019

Что звезды приготовили для вас к середине весны

Vogue
Идёт ли корейскому профессору пенсне? Идёт ли корейскому профессору пенсне?

Отныне кроссоверы Hyundai уж точно ни с кем не спутать

4x4 Club
Грусть агавы Грусть агавы

Мексиканскую текилу придумали и возвысили иностранцы

Вокруг света
Два светила — это сила Два светила — это сила

Изучаем законы взаимовыгодного брака

Tatler
«Плохой муж, любящий папа»: почему нельзя запрещать детям любить отца «Плохой муж, любящий папа»: почему нельзя запрещать детям любить отца

Почему важно поддерживать детскую любовь к отцу?

Psychologies
Любовь или уважение: что важнее? Любовь или уважение: что важнее?

Без уважения невозможен счастливый брак

Psychologies
Делать этот мир лучше Делать этот мир лучше

Вера Брежнева и Елена Перминова о красоте и о том, как важно работать над собой

OK!
Быть или казаться? Быть или казаться?

Многие считают, что немецкий автомобиль — лучший автомобиль

4x4 Club
Крепкая опора Крепкая опора

Наклоны в сторону и скрутки для стабильности спины и грудной клетки

Yoga Journal
История Чарльза Мэнсона, одного из самых известных преступников США История Чарльза Мэнсона, одного из самых известных преступников США

Esquire вспоминает историю жизни преступника Чарльза Мэнсона

Популярная механика
6 детских игрушек, которых лучше бы не было 6 детских игрушек, которых лучше бы не было

Читайте подборку самых опасных игрушек, которые попадали в руки детям

CHIP
Нужна ли организму чистка? Нужна ли организму чистка?

Процедуры детокса сегодня очень популярны. Но всегда ли это приносит пользу?

Лиза
Как работают беспроводные наушники для телефона или телевизора? Как работают беспроводные наушники для телефона или телевизора?

Вечно запутывающиеся провода наушников остаются в прошлом

CHIP
Аня Киселева об отказе от пластика, винтаже и бабушкиных шарфах Аня Киселева об отказе от пластика, винтаже и бабушкиных шарфах

Модель и гуру ЗОЖ рассказала о любимых джинсах и секрете хорошего самочувствия

Vogue
Самое ожидаемое IPO. Что нового о бизнесе Uber мы узнали перед выходом компании на биржу Самое ожидаемое IPO. Что нового о бизнесе Uber мы узнали перед выходом компании на биржу

Сколько зарабатывает сервис Uber и сколько он потерял на сделке с «Яндексом»

Forbes
«Я удочерила племянницу» «Я удочерила племянницу»

Однажды случилось то, что заставило Ирину взять еще одного ребенка

Psychologies
Над пропастью поржи Над пропастью поржи

Ходят слухи, что российский юмор снова на взлете

Esquire
Дьявол в деталях Дьявол в деталях

Оскар Потоков о смысле бизнеса, любви к семье и страсти к автомобилям

Robb Report
«Не удивлюсь, если Майк не захочет выйти». Богуславский и Варданян — о возможном домашнем аресте Калви «Не удивлюсь, если Майк не захочет выйти». Богуславский и Варданян — о возможном домашнем аресте Калви

Что говорят о решении СКР представители бизнеса и делового сообщества

Forbes
Открыть в приложении