Арт-бессмертие: как искусство породнилось с биохакингом

Интерес художников к теме смерти и бессмертия, наконец, совпал во времени с главным научным трендом — поисках волшебной таблетки или другого способа обрести вечную жизнь. Почему именно этот вопрос стал главным для арт-мира, рассказывает Алиса Прудникова, куратор Уральской индустриальной биеннале, которая в 2019 году будет посвящена именно бессмертию.
Причина смерти
Многие художественные, научные и академические проекты в этом году посвящены теме смерти и бессмертия. Это буквально оголенный нерв актуальной интеллектуальной повестки. Почему так сложилось? Во всем мире в целом изменилось отношение к смерти и отношение к мертвому телу. Вопросы прогресса медицины и старение населения, новое качество жизни, практики биохакинга и эксперименты с темой смерти естественным образом нашли отражение в искусстве. Например, в работе британских художников Джеймса Аугера и Джимми Луазо, которые создали проект «Загробная жизнь», описывающий систему генерации электроэнергии на основе химического разложения погребенных человеческих тел при помощи микробиологических топливных элементов.

Делая на основе этой энергии лампы или батареи, близкие, так сказать, продолжают освещать и греть и после своей смерти — все сегодня говорит о том, что мы можем максимально продлевать свою жизнь. Но пока мы так много говорим о бессмертии и верим в возможность его отыскать, приходится особенно остро переживать его невозможность в реальной жизни, сталкиваясь со страшными потерями, например, смертью близких от рака. Поэтому приходится изо всех сил хвататься за любую возможность спасения тех, кто еще с нами.

Бессмертие — огромная тема, одновременно очень личная и актуальная. Она объединяет и временность, и культурную память, и футурологию. Музей — бессмертие, искусство — бессмертие. Именно об этом — и культовое произведение Ильи Кабакова «В будущее возьмут не всех», и новые эксперименты Артема Филатова и Алексея Корси на территории Нижегородского крематория с созданием нового типа пространства памяти — «Сад им», очень лирический проект, где каждый может посадить растение в память об умершем.
В искусстве, которое осмысляет смерть и ее неизбежность — от египетских пирамид до Дэмиана Херста мы видим витки утверждения — отрицания смерти, и это дает нам шанс выйти за данные смертью пределы.