Биография Джона Делореана — это история визионера, мечта которого не сбылась

ForbesАвто

Стив Джобс 70-х: как Джон Делореан создал автомобиль из фильма «Назад в будущее» и потерял всё

Биография Джона Делореана — это история визионера, мечта которого о создании идеального спортивного автомобиля в итоге не сбылась. За свою карьеру он успел стать основоположником целого класса автомобилей, вызвать гнев Маргарет Тэтчер и впутаться в кокаиновый скандал

Чак Тэннерт

Фото Tony Korody / Sygma / Sygma via Getty Images

Джон Делореан, бесспорно, был блестящим инженером. Для своего времени он был кем-то вроде Стива Джобса, Джеффа Безоса и Марка Цукерберга. Он отказался от привычных устоев в попытке воплотить свою новаторскую идею в жизнь. В его случае, речь шла о попытке создать величайший спортивный автомобиль, который когда-либо видел мир.

Но обвинения в воровстве, мошенничестве и присвоении чужих денег — это тоже о нем. Делореана считали наглым аферистом, которому удалось обвести вокруг пальца всех своих деловых партнеров, начиная со знаменитостей и заканчивая представителями великих держав, а также вытянуть из них миллионы долларов. После смерти инженера в 2005 году его адвокат Говард Вайцман заявил в интервью газете Los Angeles Times, что «у Джона Делореана было одно из самых искаженных представлений о добре и зле», которое он когда-либо встречал.

Но как же создатель первого американского маслкара стал столь противоречивой фигурой?

Делореан — не только предмет восхищения из-за своего изящного видения будущего, но и объект насмешек из за своих сокрушительных поражений. То же самое можно сказать и о машине, которая принесла ему наибольшую известность. Речь идет о культовом спортивном автомобиле DeLorean DMC-12, который неоднократно появлялся в кинотрилогии «Назад в будущее».

Возмутитель спокойствия в General Motors

Джон Захария Делореан родился 6 января 1925 года в семье рабочих-иммигрантов. Он вырос на востоке Детройта, где в основном проживали представители рабочего класса. Его отец Захария Делореан, работавший литейщиком в Ford Motor Company, принимал активное участие в профсоюзном движении. По данным онлайн-платформы для автолюбителей Drivetribe, «плохой уровень владения английским языком и проблемы с алкоголем не позволили отцу Джона Делореана покинуть заводской цех».

Его мать Кэтрин Прибак работала в General Electric. Когда дела семьи были совсем плохи, она отправляла сыновей к своей сестре в Лос-Анджелес. Считается, что именно во время этих поездок юный Делореан полюбил калифорнийский образ жизни.

Джон поступил в университет, но его учеба была прервана Второй мировой войной. После службы в армии он все же получил степень магистра в сфере автомобилестроения, а позднее – степень MBA в Мичиганском университете. Его карьера в автомобильной отрасли началась в 1952 году в Packard Motor Car Company. Совсем скоро стал восходящей звездой не только своей компании, но и автомобильной промышленности в целом.

В 1956 году Делореан стал инженером в Pontiac, одном из подразделений General Motors. GM была крупнейшей компанией в мире, но Pontiac испытывал трудности и не мог повысить привлекательность своей торговой марки среди американской молодежи, которая к тому моменту стала главным потребителем и новой движущей силой зарождающейся автомобильной культуры страны. Казалось, что машины компании Pontiac предназначены только для пожилых людей. Через несколько лет, когда Делореан ушел из Pontiac, это был третий по силе автомобильный бренд страны после Chevrolet и Ford.

В то время другие руководители General Motors были сосредоточены на создании комфортабельных автомобилей, которые должны были словно парить в воздухе. Однако у Делореана были другие планы. Он хотел заменить эти автомобили на более спортивные модели, машины для современной молодежи, которой нужна скорость, а не комфорт.

Кадр из фильма «Назад в будущее»

Когда Пит Эстес взял на себя бразды правления Pontiac в 1961 году, Джона Делореана назначили главным инженером подразделения. Он воспользовался этой возможностью и велел своей команде инженеров установить мощный восьмицилиндровый двигатель объемом 6,3 литра от крупноразмерного автомобиля Pontiac Bonneville на среднегабаритный Pontiac Tempest. В результате был создан маневренный автомобиль с оптимальными для гонок мощностью и крутящим моментом. Делореан назвал его Pontiac Tempest LeMans GTO. Так был создан новый класс автомобилей, получивший название «маслкар».

Но компания GM придерживалась строгой политики, согласно которой инженерам запрещалось устанавливать мощные двигатели на среднегабаритные автомобили. Таким образом, высшее руководство General Motors никогда бы не одобрило новый Pontiac GTO в том виде, в котором этот автомобиль был изначально создан. Как показано в новой документальной драме «Открывая Джона Делореана» (Framing John DeLorean) с Алеком Болдуином в главной роли, инженеру удалось придумать лазейку, чтобы оправдать высокую мощность двигателя нового автомобиля. Pontiac GTO не стали продавать как отдельную модель — он был лишь одним из вариантов комплектации Pontiac Tempest 1964 года. Цена опции составила $295. Таким образом, стоимость кабриолетов в комплектации GTO начиналась с $3081, а купе – с $2852. GTO быстро стали настоящим хитом продаж. На Pontiac буквально посыпались заказы. За первый год производства компания GM продала 32 450 машин с более мощным двигателем.

За этот вопиющий акт неповиновения Делореан был награжден сполна: в 1965 году он обошел нескольких перспективных инженеров с более высоким стажем и в 40 лет стал самым молодым генеральным директором Pontiac. Четыре года спустя он стал самым молодым руководителем Chevrolet, а в 1972 году – вице-президентом General Motors по производству легковых и грузовых автомобилей в Северной Америке.

Джон Делореан был не только отличным инженером, но и талантливым маркетологом. Он понял то, чего тогда не осознавали другие директоры автомобильных компаний: дизайн автомобиля имеет такое же значение, как и его комплектующие. «Никто из других директоров не обращал внимания на моду», – отмечает Джей Патрик Райт, автор бестселлера о General Motors. После того, как Джон Делореан представил миру Pontiac Firebird, слухи о нем разлетелись далеко за пределы Детройта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Изображение чёрной дыры: что на самом деле получили астрономы Изображение чёрной дыры: что на самом деле получили астрономы

Но что мы видим на полученном изображении чёрной дыры

Наука и жизнь
Сердце не камень Сердце не камень

Дизайнер Арик Леви прославился скульптурами, воспевающими поэзию камня

AD
Бизнесменская зорька Бизнесменская зорька

Вероника Романова – ведущая утренней программы «Стартап» на канале «РБК»

Maxim
Большой маленький спорт Большой маленький спорт

GQ встретился со спортсменами, которые прочат своим детям золотые медали

GQ
Я - лысая: откровенный рассказ о том, как живется женщине с алопецией Я - лысая: откровенный рассказ о том, как живется женщине с алопецией

Через что пришлось пройти женщине после того, как у нее выпали все волосы

Cosmopolitan
Мою жизнь изменил всего один урок танцев Мою жизнь изменил всего один урок танцев

Помнит ли Екатерина Волкова времена, когда ее Веры Ворониной не существовало?

Добрые советы
7 книг для отпуска 7 книг для отпуска

Что почитать, если «Нетфликсу» на отдыхе вы все же предпочитаете книжки

GQ
Испортить юбилей: почему фестиваль «Вудсток-50» сорвался Испортить юбилей: почему фестиваль «Вудсток-50» сорвался

«Вудсток-50», который должен был пройти с 16 по 18 августа, сорвался

РБК
И нервы как канат И нервы как канат

Пять серьезных вызовов, с которыми сталкивается наша психика в XXI веке

Glamour
Действительно ли мы худеем, когда много потеем (спойлер: не во всех случаях) Действительно ли мы худеем, когда много потеем (спойлер: не во всех случаях)

Сейчас ты узнаешь, как обильное потоотделение связано с потерей веса

Playboy
Kuznetsky Squad: Kuznetsky Squad:

Группа Kuznetsky Squad рассказала про первый успех, первый концерт и музыку

Cosmopolitan
Зачем мы бегаем? Зачем мы бегаем?

Что заставляет людей изнурительно тренироваться?

Psychologies
Осенний марафон: 8 важных изменений в жизни водителей Осенний марафон: 8 важных изменений в жизни водителей

Важные законопроекты, которые депутаты собираются рассмотреть осенью этого года

РБК
Валентина Шевченко: «Люди уже не мыслят такими же стереотипами о женщинах в единоборствах, как 20 лет назад» Валентина Шевченко: «Люди уже не мыслят такими же стереотипами о женщинах в единоборствах, как 20 лет назад»

Чемпионка UFC в наилегчайшем весе рассказала GQ о том, как она выбирает соперниц

GQ
Пять модных архивов в инстаграме, на которые стоит подписаться Пять модных архивов в инстаграме, на которые стоит подписаться

Историки моды, в чьих аккаунтах собраны хиты и редкие публикации из глянца

Vogue
Управляемое плавание: от чего зависит курс рубля и стоит ли ждать его обвала Управляемое плавание: от чего зависит курс рубля и стоит ли ждать его обвала

Какие факторы влияют на курс рубля

Forbes
Как я живу с ПТСР: история от первого лица Как я живу с ПТСР: история от первого лица

ПТСР — посттравматическое стрессовое расстройство

Cosmopolitan
На зависть Кардашьян: как сделать суперсексульное белфи На зависть Кардашьян: как сделать суперсексульное белфи

Крутым селфи сегодня никого не удивишь. А как насчет белфи?

Cosmopolitan
Винтажная сборка: 7 самых красивых и дорогих ретро-автомобилей Винтажная сборка: 7 самых красивых и дорогих ретро-автомобилей

Дмитрий Октябрьский рассказывает о самых дорогих автомобилях своей коллекции

Forbes
Однажды в далекой Галактике... Однажды в далекой Галактике...

Заручившись поддержкой мировых футурологов, Cosmo заглянул в будущее

Cosmopolitan
«Поменяйте алгоритм, чтобы вопрос решался»: Дума позовет представителей СМИ и агрегаторов обсудить «фейковые новости» «Поменяйте алгоритм, чтобы вопрос решался»: Дума позовет представителей СМИ и агрегаторов обсудить «фейковые новости»

Володин считает, что главное, чего не хватает агрегаторам — это опровержений

Forbes
5 способов есть сладкое без угрызений совести 5 способов есть сладкое без угрызений совести

Как изменить свое отношение к сахару

Psychologies
Осторожно, опасное саморазвитие: как понять, что тренинг вам не подходит Осторожно, опасное саморазвитие: как понять, что тренинг вам не подходит

Какие подводные камни могут ожидать на пути самосовершенствования

Psychologies
Русский монгол Русский монгол

Его называют одним из самых известных современных импрессионистов

Караван историй
Шесть этапов принятия себя Шесть этапов принятия себя

Причины и следствия отторжения себя, а также четкая пошаговая стратегия работы

Psychologies
Какой антенный кабель нужен для цифрового телевидения? Варианты на выбор Какой антенный кабель нужен для цифрового телевидения? Варианты на выбор

Какой кабель выбрать для цифрового телевидения?

CHIP
Артём Овчаренко и Анна Тихомирова. Звезды сошлись Артём Овчаренко и Анна Тихомирова. Звезды сошлись

Звезды Большого театра и одна из самых красивых пар русского балета

Караван историй
«Яндекс» ответил депутатам на обвинения в подтасовке топа новостей «Яндекс» ответил депутатам на обвинения в подтасовке топа новостей

«Яндекс» настаивает на прозрачности алгоритма своего агрегатора «Яндекс.Новости»

Forbes
Удар по точкам Удар по точкам

Расширенные поры доставляют немало хлопот и портят настроение

StarHit
Небо, самолет, мужество: стюардессы, спасшие пассажиров ценой своей жизни Небо, самолет, мужество: стюардессы, спасшие пассажиров ценой своей жизни

Героини нашей статьи исполнили свой долг и спасли пассажиров

Cosmopolitan
Открыть в приложении