Биография Джона Делореана — это история визионера, мечта которого не сбылась

ForbesАвто

Стив Джобс 70-х: как Джон Делореан создал автомобиль из фильма «Назад в будущее» и потерял всё

Биография Джона Делореана — это история визионера, мечта которого о создании идеального спортивного автомобиля в итоге не сбылась. За свою карьеру он успел стать основоположником целого класса автомобилей, вызвать гнев Маргарет Тэтчер и впутаться в кокаиновый скандал

Чак Тэннерт

Фото Tony Korody / Sygma / Sygma via Getty Images

Джон Делореан, бесспорно, был блестящим инженером. Для своего времени он был кем-то вроде Стива Джобса, Джеффа Безоса и Марка Цукерберга. Он отказался от привычных устоев в попытке воплотить свою новаторскую идею в жизнь. В его случае, речь шла о попытке создать величайший спортивный автомобиль, который когда-либо видел мир.

Но обвинения в воровстве, мошенничестве и присвоении чужих денег — это тоже о нем. Делореана считали наглым аферистом, которому удалось обвести вокруг пальца всех своих деловых партнеров, начиная со знаменитостей и заканчивая представителями великих держав, а также вытянуть из них миллионы долларов. После смерти инженера в 2005 году его адвокат Говард Вайцман заявил в интервью газете Los Angeles Times, что «у Джона Делореана было одно из самых искаженных представлений о добре и зле», которое он когда-либо встречал.

Но как же создатель первого американского маслкара стал столь противоречивой фигурой?

Делореан — не только предмет восхищения из-за своего изящного видения будущего, но и объект насмешек из за своих сокрушительных поражений. То же самое можно сказать и о машине, которая принесла ему наибольшую известность. Речь идет о культовом спортивном автомобиле DeLorean DMC-12, который неоднократно появлялся в кинотрилогии «Назад в будущее».

Возмутитель спокойствия в General Motors

Джон Захария Делореан родился 6 января 1925 года в семье рабочих-иммигрантов. Он вырос на востоке Детройта, где в основном проживали представители рабочего класса. Его отец Захария Делореан, работавший литейщиком в Ford Motor Company, принимал активное участие в профсоюзном движении. По данным онлайн-платформы для автолюбителей Drivetribe, «плохой уровень владения английским языком и проблемы с алкоголем не позволили отцу Джона Делореана покинуть заводской цех».

Его мать Кэтрин Прибак работала в General Electric. Когда дела семьи были совсем плохи, она отправляла сыновей к своей сестре в Лос-Анджелес. Считается, что именно во время этих поездок юный Делореан полюбил калифорнийский образ жизни.

Джон поступил в университет, но его учеба была прервана Второй мировой войной. После службы в армии он все же получил степень магистра в сфере автомобилестроения, а позднее – степень MBA в Мичиганском университете. Его карьера в автомобильной отрасли началась в 1952 году в Packard Motor Car Company. Совсем скоро стал восходящей звездой не только своей компании, но и автомобильной промышленности в целом.

В 1956 году Делореан стал инженером в Pontiac, одном из подразделений General Motors. GM была крупнейшей компанией в мире, но Pontiac испытывал трудности и не мог повысить привлекательность своей торговой марки среди американской молодежи, которая к тому моменту стала главным потребителем и новой движущей силой зарождающейся автомобильной культуры страны. Казалось, что машины компании Pontiac предназначены только для пожилых людей. Через несколько лет, когда Делореан ушел из Pontiac, это был третий по силе автомобильный бренд страны после Chevrolet и Ford.

В то время другие руководители General Motors были сосредоточены на создании комфортабельных автомобилей, которые должны были словно парить в воздухе. Однако у Делореана были другие планы. Он хотел заменить эти автомобили на более спортивные модели, машины для современной молодежи, которой нужна скорость, а не комфорт.

Кадр из фильма «Назад в будущее»

Когда Пит Эстес взял на себя бразды правления Pontiac в 1961 году, Джона Делореана назначили главным инженером подразделения. Он воспользовался этой возможностью и велел своей команде инженеров установить мощный восьмицилиндровый двигатель объемом 6,3 литра от крупноразмерного автомобиля Pontiac Bonneville на среднегабаритный Pontiac Tempest. В результате был создан маневренный автомобиль с оптимальными для гонок мощностью и крутящим моментом. Делореан назвал его Pontiac Tempest LeMans GTO. Так был создан новый класс автомобилей, получивший название «маслкар».

Но компания GM придерживалась строгой политики, согласно которой инженерам запрещалось устанавливать мощные двигатели на среднегабаритные автомобили. Таким образом, высшее руководство General Motors никогда бы не одобрило новый Pontiac GTO в том виде, в котором этот автомобиль был изначально создан. Как показано в новой документальной драме «Открывая Джона Делореана» (Framing John DeLorean) с Алеком Болдуином в главной роли, инженеру удалось придумать лазейку, чтобы оправдать высокую мощность двигателя нового автомобиля. Pontiac GTO не стали продавать как отдельную модель — он был лишь одним из вариантов комплектации Pontiac Tempest 1964 года. Цена опции составила $295. Таким образом, стоимость кабриолетов в комплектации GTO начиналась с $3081, а купе – с $2852. GTO быстро стали настоящим хитом продаж. На Pontiac буквально посыпались заказы. За первый год производства компания GM продала 32 450 машин с более мощным двигателем.

За этот вопиющий акт неповиновения Делореан был награжден сполна: в 1965 году он обошел нескольких перспективных инженеров с более высоким стажем и в 40 лет стал самым молодым генеральным директором Pontiac. Четыре года спустя он стал самым молодым руководителем Chevrolet, а в 1972 году – вице-президентом General Motors по производству легковых и грузовых автомобилей в Северной Америке.

Джон Делореан был не только отличным инженером, но и талантливым маркетологом. Он понял то, чего тогда не осознавали другие директоры автомобильных компаний: дизайн автомобиля имеет такое же значение, как и его комплектующие. «Никто из других директоров не обращал внимания на моду», – отмечает Джей Патрик Райт, автор бестселлера о General Motors. После того, как Джон Делореан представил миру Pontiac Firebird, слухи о нем разлетелись далеко за пределы Детройта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

За одни и те же деньги За одни и те же деньги

Jeep Wrangler и УАЗ «Хантер» в дуэльных заездах

4x4 Club
Пожарная тревога Пожарная тревога

Почти 3 миллиона гектаров леса охвачены огнем в Сибири и на Дальнем Востоке

StarHit
Что такое каршеринг, как это работает и какой сервис выбрать (+ промокоды) Что такое каршеринг, как это работает и какой сервис выбрать (+ промокоды)

Самый понятный и подробный гид по всем российским сервисам каршеринга

Playboy
Винтажная сборка: 7 самых красивых и дорогих ретро-автомобилей Винтажная сборка: 7 самых красивых и дорогих ретро-автомобилей

Дмитрий Октябрьский рассказывает о самых дорогих автомобилях своей коллекции

Forbes
Экспаты из России — о жизни и работе в Грузии Экспаты из России — о жизни и работе в Грузии

Экспаты из России делятся лайфхаками о переезде и жизни в Тбилиси

РБК
Представитель поколения Z — о себе и сверстниках Представитель поколения Z — о себе и сверстниках

Изучение поколения Z: его интересов, взглядов и планов на жизнь

РБК
«Это же ваши сыновья»: как власти останавливали марш по Бульварному кольцу «Это же ваши сыновья»: как власти останавливали марш по Бульварному кольцу

О том, как развивались события на субботней акции в Москве

Forbes
Круговое движение Круговое движение

Как зарабатывают организаторы этапа «Формулы-1» в Сочи

Forbes
Бинбанк мог лишиться лицензии в 2015 году Бинбанк мог лишиться лицензии в 2015 году

Cуд Лондона рассматривает спор между люксембургским фондом и кипрской компанией

Forbes
Роботизация школы Роботизация школы

Сколько роботов нужно, чтобы заставить мальчишку учить математику

Русский репортер
10 ошибочных гипотез об устройстве мира 10 ошибочных гипотез об устройстве мира

Тайны Вселенной безграничны, но мы продолжаем стремиться к их разгадке

Популярная механика
Не возвращать кредиты США и заморозить цены. Самые смелые идеи Сергея Глазьева Не возвращать кредиты США и заморозить цены. Самые смелые идеи Сергея Глазьева

Самые смелые предложения экономиста и советника Владимира Путина Сергея Глазьева

Forbes
Самые высокооплачиваемые теннисисты мира — 2019. Рейтинг Forbes Самые высокооплачиваемые теннисисты мира — 2019. Рейтинг Forbes

Ежегодный рейтинг самых высокооплачиваемых теннисистов мира

Forbes
Правила идеальной лжи: как говорить неправду и выглядеть убедительным Правила идеальной лжи: как говорить неправду и выглядеть убедительным

Обманывать так, чтобы другие поверили, — это тоже своего рода искусство

Psychologies
«Нам нечем дышать, изверги». Интервью с теми, кто ездит по обочине «Нам нечем дышать, изверги». Интервью с теми, кто ездит по обочине

Езда по обочине – одно из самых частых нарушений в России, особенно в выходные

РБК
Биологические часы Биологические часы

Как заглянуть в прошлое и точно датировать давно минувшие события

Вокруг света
10 звезд мирового спорта, которые больше всех зарабатывают на рекламе 10 звезд мирового спорта, которые больше всех зарабатывают на рекламе

Сколько зарабатывают на рекламе Федерер, Роналду и Месси?

Forbes
Мысли на морозе. Почему оттепель в России не повторится Мысли на морозе. Почему оттепель в России не повторится

Надеяться на повторение хрущевской оттепели в наше время не стоит

СНОБ
Вопросы есть? Вопросы есть?

Редкая звезда инстаграма не развлекается сейчас анкетами в сторис

Tatler
7 элементарных привычек, которые помогут дольше оставаться молодым 7 элементарных привычек, которые помогут дольше оставаться молодым

Время нельзя обратить вспять, но попробовать притормозить вполне можно

Playboy
Пара устроила романтичную фотосессию, где муж бреет жену налысо (но все не просто так) Пара устроила романтичную фотосессию, где муж бреет жену налысо (но все не просто так)

Храбро, красиво и очень трогательно

Playboy
Грибные штрафы. Как избежать наказания, выезжая на природу Грибные штрафы. Как избежать наказания, выезжая на природу

Что нарушают дачники и любители погулять по лесу, паркуясь на обочинах

РБК
5 типичных ошибок в утреннем макияже — предупреждает визажист 5 типичных ошибок в утреннем макияже — предупреждает визажист

Самые типичные моменты, на которые ты могла не обратить внимания

Cosmopolitan
Правила жизни Фриды Кало Правила жизни Фриды Кало

Мексиканская художница. Умерла 13 июля 1954 года, в возрасте 47 лет

Esquire
В отеле Pullman Сочи Центр прошел wellness-тур В отеле Pullman Сочи Центр прошел wellness-тур

Бренд Pullman и Сара Хоуи разработали комплексную оздоровительную программу

Cosmopolitan
Что можно узнать о деле Чарльза Мэнсона из книги Что можно узнать о деле Чарльза Мэнсона из книги

700 страниц книги о деле Чарльза Мэнсона заменят вам любой криминальный сериал

Esquire
Давай начистоту Давай начистоту

Откуда берутся прыщи, если подростковый возраст давно позади?

Лиза
Великие сказочники Великие сказочники

Зачем мужчины сочиняют о себе легенды, и почему некоторые женщины на них ведутся

Лиза
Кто такие Трескодёры? Рыболовная экспедиция в Териберку Кто такие Трескодёры? Рыболовная экспедиция в Териберку

Посёлок в Мурманской области превратился в одно из самых посещаемых мест Севера

4x4 Club
Пиксельные миры: лучшие лицензионные сервера Майнкрафт Пиксельные миры: лучшие лицензионные сервера Майнкрафт

В нашем списке - только лицензионные, белые и пушистые серверы для Майнкрафт

CHIP
Открыть в приложении