Биография Джона Делореана — это история визионера, мечта которого не сбылась

ForbesАвто

Стив Джобс 70-х: как Джон Делореан создал автомобиль из фильма «Назад в будущее» и потерял всё

Биография Джона Делореана — это история визионера, мечта которого о создании идеального спортивного автомобиля в итоге не сбылась. За свою карьеру он успел стать основоположником целого класса автомобилей, вызвать гнев Маргарет Тэтчер и впутаться в кокаиновый скандал

Чак Тэннерт

Фото Tony Korody / Sygma / Sygma via Getty Images

Джон Делореан, бесспорно, был блестящим инженером. Для своего времени он был кем-то вроде Стива Джобса, Джеффа Безоса и Марка Цукерберга. Он отказался от привычных устоев в попытке воплотить свою новаторскую идею в жизнь. В его случае, речь шла о попытке создать величайший спортивный автомобиль, который когда-либо видел мир.

Но обвинения в воровстве, мошенничестве и присвоении чужих денег — это тоже о нем. Делореана считали наглым аферистом, которому удалось обвести вокруг пальца всех своих деловых партнеров, начиная со знаменитостей и заканчивая представителями великих держав, а также вытянуть из них миллионы долларов. После смерти инженера в 2005 году его адвокат Говард Вайцман заявил в интервью газете Los Angeles Times, что «у Джона Делореана было одно из самых искаженных представлений о добре и зле», которое он когда-либо встречал.

Но как же создатель первого американского маслкара стал столь противоречивой фигурой?

Делореан — не только предмет восхищения из-за своего изящного видения будущего, но и объект насмешек из за своих сокрушительных поражений. То же самое можно сказать и о машине, которая принесла ему наибольшую известность. Речь идет о культовом спортивном автомобиле DeLorean DMC-12, который неоднократно появлялся в кинотрилогии «Назад в будущее».

Возмутитель спокойствия в General Motors

Джон Захария Делореан родился 6 января 1925 года в семье рабочих-иммигрантов. Он вырос на востоке Детройта, где в основном проживали представители рабочего класса. Его отец Захария Делореан, работавший литейщиком в Ford Motor Company, принимал активное участие в профсоюзном движении. По данным онлайн-платформы для автолюбителей Drivetribe, «плохой уровень владения английским языком и проблемы с алкоголем не позволили отцу Джона Делореана покинуть заводской цех».

Его мать Кэтрин Прибак работала в General Electric. Когда дела семьи были совсем плохи, она отправляла сыновей к своей сестре в Лос-Анджелес. Считается, что именно во время этих поездок юный Делореан полюбил калифорнийский образ жизни.

Джон поступил в университет, но его учеба была прервана Второй мировой войной. После службы в армии он все же получил степень магистра в сфере автомобилестроения, а позднее – степень MBA в Мичиганском университете. Его карьера в автомобильной отрасли началась в 1952 году в Packard Motor Car Company. Совсем скоро стал восходящей звездой не только своей компании, но и автомобильной промышленности в целом.

В 1956 году Делореан стал инженером в Pontiac, одном из подразделений General Motors. GM была крупнейшей компанией в мире, но Pontiac испытывал трудности и не мог повысить привлекательность своей торговой марки среди американской молодежи, которая к тому моменту стала главным потребителем и новой движущей силой зарождающейся автомобильной культуры страны. Казалось, что машины компании Pontiac предназначены только для пожилых людей. Через несколько лет, когда Делореан ушел из Pontiac, это был третий по силе автомобильный бренд страны после Chevrolet и Ford.

В то время другие руководители General Motors были сосредоточены на создании комфортабельных автомобилей, которые должны были словно парить в воздухе. Однако у Делореана были другие планы. Он хотел заменить эти автомобили на более спортивные модели, машины для современной молодежи, которой нужна скорость, а не комфорт.

Кадр из фильма «Назад в будущее»

Когда Пит Эстес взял на себя бразды правления Pontiac в 1961 году, Джона Делореана назначили главным инженером подразделения. Он воспользовался этой возможностью и велел своей команде инженеров установить мощный восьмицилиндровый двигатель объемом 6,3 литра от крупноразмерного автомобиля Pontiac Bonneville на среднегабаритный Pontiac Tempest. В результате был создан маневренный автомобиль с оптимальными для гонок мощностью и крутящим моментом. Делореан назвал его Pontiac Tempest LeMans GTO. Так был создан новый класс автомобилей, получивший название «маслкар».

Но компания GM придерживалась строгой политики, согласно которой инженерам запрещалось устанавливать мощные двигатели на среднегабаритные автомобили. Таким образом, высшее руководство General Motors никогда бы не одобрило новый Pontiac GTO в том виде, в котором этот автомобиль был изначально создан. Как показано в новой документальной драме «Открывая Джона Делореана» (Framing John DeLorean) с Алеком Болдуином в главной роли, инженеру удалось придумать лазейку, чтобы оправдать высокую мощность двигателя нового автомобиля. Pontiac GTO не стали продавать как отдельную модель — он был лишь одним из вариантов комплектации Pontiac Tempest 1964 года. Цена опции составила $295. Таким образом, стоимость кабриолетов в комплектации GTO начиналась с $3081, а купе – с $2852. GTO быстро стали настоящим хитом продаж. На Pontiac буквально посыпались заказы. За первый год производства компания GM продала 32 450 машин с более мощным двигателем.

За этот вопиющий акт неповиновения Делореан был награжден сполна: в 1965 году он обошел нескольких перспективных инженеров с более высоким стажем и в 40 лет стал самым молодым генеральным директором Pontiac. Четыре года спустя он стал самым молодым руководителем Chevrolet, а в 1972 году – вице-президентом General Motors по производству легковых и грузовых автомобилей в Северной Америке.

Джон Делореан был не только отличным инженером, но и талантливым маркетологом. Он понял то, чего тогда не осознавали другие директоры автомобильных компаний: дизайн автомобиля имеет такое же значение, как и его комплектующие. «Никто из других директоров не обращал внимания на моду», – отмечает Джей Патрик Райт, автор бестселлера о General Motors. После того, как Джон Делореан представил миру Pontiac Firebird, слухи о нем разлетелись далеко за пределы Детройта.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Haval F7x. Безжалостный пожиратель УАЗов Haval F7x. Безжалостный пожиратель УАЗов

У китайских производителей на нашем рынке количество проданных машин все растёт

4x4 Club
Наталья Сиднеева: пример для подражания Наталья Сиднеева: пример для подражания

Наталья Синдеева о пути от секретаря до одного из главных медиаменеджеров страны

Cosmopolitan
Пистолет Лебедева Пистолет Лебедева

Новинка концерна «Калашников» – пистолет Лебедева ПЛ-15

Популярная механика
В России опять август? К чему приведут страну неусвоенные уроки минувших кризисов В России опять август? К чему приведут страну неусвоенные уроки минувших кризисов

Для новейшей истории России август — тяжелый месяц

Forbes
Модные компании подписали пакт на саммите «Большой семерки». Что это и почему вам нужно о нем знать? Модные компании подписали пакт на саммите «Большой семерки». Что это и почему вам нужно о нем знать?

Что за «модный пакт» подписали глобальные компании

Esquire
Пуганое поколение: почему 35-летние работают в режиме вечного подвига Пуганое поколение: почему 35-летние работают в режиме вечного подвига

Кто такие современные 35-летние и что помогает им быть успешными

Forbes
7 причин, почему ты не становишься сильнее, хотя регулярно ходишь в качалку 7 причин, почему ты не становишься сильнее, хотя регулярно ходишь в качалку

Стараешься, стараешься, а результата нет? Значит, что-то не так

Playboy
Высокая Архитектура. Новый Mercedes-Benz GLS Высокая Архитектура. Новый Mercedes-Benz GLS

Наше знакомство с флагманом Mercedes-Benz началось с версии GLS 450

4x4 Club
Следите за руками: как распознать популярные жесты Следите за руками: как распознать популярные жесты

Движения рук могут подчас рассказать о человеке больше, чем слова

Psychologies
Представитель поколения Z — о себе и сверстниках Представитель поколения Z — о себе и сверстниках

Изучение поколения Z: его интересов, взглядов и планов на жизнь

РБК
Худший день на Уолл-стрит: состояния 10 миллиардеров в понедельник сократились на $23 млрд Худший день на Уолл-стрит: состояния 10 миллиардеров в понедельник сократились на $23 млрд

Понедельник оказался худшим днем​​ для фондовых рынков с начала 2019 года

Forbes
Неделя потребления: юбилей покорения Луны и драйв «Пикника Афиши» Неделя потребления: юбилей покорения Луны и драйв «Пикника Афиши»

Что принесло нам начало августа

Forbes
«Вернуться домой в 33: что я поняла за два года жизни с токсичной матерью» «Вернуться домой в 33: что я поняла за два года жизни с токсичной матерью»

Отношения с матерью — почти всегда история непростая

Psychologies
Кризисные ошибки Кризисные ошибки

Управляющие активами делятся своим негативным опытом

Forbes
Детям это вредно Детям это вредно

Воспитывая ребенка, мы стараемся учитывать ошибки собственных родителей

Добрые советы
Korovka from Korenovka. Как любимое мороженное Путина, произведенное под Краснодаром, оказалось на прилавках в США Korovka from Korenovka. Как любимое мороженное Путина, произведенное под Краснодаром, оказалось на прилавках в США

Почему продукция Кореновского молочно-консервного комбината нравится Путину

СНОБ
Беслан, девочка, окно. 15 лет спустя Беслан, девочка, окно. 15 лет спустя

Прошедшее и настоящее Аиды Сидаковой и ее мамы

Русский репортер
Чувство вина: как москвич бросил работу топ-менеджера ради мечты о винодельне в Крыму Чувство вина: как москвич бросил работу топ-менеджера ради мечты о винодельне в Крыму

Рустам Акиниязов исполнил мечту тысяч офисных сотрудников

Forbes
Нерадужное будущее: 5 сериалов-антиутопий, правдоподобно показывающих возможные сценарии для человечества Нерадужное будущее: 5 сериалов-антиутопий, правдоподобно показывающих возможные сценарии для человечества

Самые интересные сериалы-фантазии о ближайшем будущем

Esquire
Обзор комплекта датчиков безопасности Xiaomi Mi Smart Обзор комплекта датчиков безопасности Xiaomi Mi Smart

Изучаем нехитрую охранную систему Xiaomi

CHIP
О чем мы не говорим матери О чем мы не говорим матери

Не лучше ли открыть матери правду, чем заставлять ее терзаться догадками

Psychologies
Как марки косметики поддерживают тренд на экологическую ответственность Как марки косметики поддерживают тренд на экологическую ответственность

Изучаем самые многообещающие eco-friendly инициативы

РБК
Что умеют Что умеют

Полимерная революция началась в 40-х годах XX века

Популярная механика
10 лучших банков для российских миллионеров — 2019 10 лучших банков для российских миллионеров — 2019

Ежегодный рейтинг лучших российских и иностранных банков для миллионеров

Forbes
«Мы обогнали США на полгода»: как российский бизнесмен хочет заработать на печати органов в космосе «Мы обогнали США на полгода»: как российский бизнесмен хочет заработать на печати органов в космосе

Юсеф Хесуани готов поделиться своими секретами зарабатывания денег

Forbes
Бей, танцуй, люби: скандал с русскими танцорами как повод поговорить о насилии в паре Бей, танцуй, люби: скандал с русскими танцорами как повод поговорить о насилии в паре

Бьющие через край эмоции иногда приводят к физическим ударам

Psychologies
Сканер поможет: как отсканировать фото и сохранить его в компьютере Сканер поможет: как отсканировать фото и сохранить его в компьютере

Снимки и документы на бумаге долго не хранятся

CHIP
Все цветы мне надоели Все цветы мне надоели

Декоратор Жан-Луи Денио дома легко обходится без ярких красок

AD
Лихо закрутили Лихо закрутили

Как правильно ухаживать за вьющимися волосами, что делать, чтобы они не пушились

Grazia
15 возможных причин депрессии 15 возможных причин депрессии

Причины депрессии могут быть самыми разными, и в каждом случае нужен свой подход

Psychologies
Открыть в приложении