«Америка не была готова к азиатскому герою»: вышел документальный фильм о Брюсе Ли «Будь водой». Правила жизни поговорил с его дочерью Шеннон Ли и режиссером ленты
На американском канале ESPN вышел документальный фильм «Будь водой» (Be Water) про Брюса Ли. Лента рассказывает, с какими трудностями пришлось столкнуться начинающему актеру китайского происхождения в Голливуде и каково это — делать карьеру в кино, где азиатов в то время показывали либо как бандитов, либо в комичном свете. Фильм оказался созвучным современной повестке в США, где проходят массовые протесты против расизма, — так, из «Будь водой» можно узнать, что первым студентом Ли как мастера боевых искусств был афроамериканец, пострадавший от полицейского насилия. Правила жизни поговорил с Шеннон Ли и режиссером документалки, вьетнамским постановщиком Бао Нгуйеном, о наследии актера.
Задолго до того, как революционный «Выход дракона» увидел свет, — и до смерти актера месяцем ранее премьеры фильма — Ли едва ли мог законно покупать выпивку, сидел в Сиэтле и писал письма самому себе и тем, кого он любил, и понемногу узнавал, каково же это — жить в Америке, будучи цветным.
«Простая истина заключается в том, что наши воззрения на вещи вроде расизма — это традиция, сложившаяся из опыта наших предков, — Ли сказал однажды. — С течением времени и прогрессом человечества эту аксиому необходимо изменить. Я, Брюс Ли, — человек, никогда не принимавший догмы разжигателей ненависти и страха. Поэтому неважно, черный ты, белый, красный или синий, — я все еще могу без проблем с тобой подружиться».
«Будь водой» — один из серии документальных фильмов ESPN «30 событий за 30 лет» — приоткрывает завесу тайны о легенде боевых искусств Брюсе Ли. О том, кого мы все знаем: парне, который мог надрать задницу кому угодно, запросто отжимался на двух пальцах, научил Стива Маккуина паре движений. Парне, которого всегда представляли однобоко — об этом свидетельствует даже его недавний образ в “Однажды в Голливуде”.
Вместо этого режиссер «Будь водой» Бао Нгуйен собрал портрет абсолютно другого человека, показал ту сторону личности Ли, которую мы часто упускали из виду. Через письма Ли и интервью с его друзьями и семьей — включая его жену Линду Ли Кэдуэлл и его дочь Шеннон Ли — Нгуйен показывает парня, выросшего в Америке во время, до боли похожее на сегодняшнее. Протесты, ненависть и гибель расовых меньшинств от рук белых полицейских.
Ли был лидером движения за гражданские права. До того как стать всемирно известным, он обучал боевым искусствам тех, кто больше всего нуждался в собственной защите. Его первым студентом был Джесси Гловер, который обратился за помощью к Ли, став жертвой полицейского произвола. Чуть позже в телевизионном интервью Ли будет говорить о своей расовой идентичности: «Знаете, как я хочу о себе думать? Как о человеке». Возможно, будь Ли жив сегодня, он тоже занимал бы активную гражданскую позицию и пытался поддержать людей, кого затронул современный расизм, как сейчас это делает его близкий друг, баскетболист Карим Абдул-Джаббар. А пока мы можем лишь вспоминать Ли, читать его письма и смотреть фильмы, которые он подарил нам, — его последний протест.
Перед премьерой «Будь водой» мы говорили с Нгуйеном и Шеннон Ли о наследии Брюса — и о том, что он мог бы сказать сегодня.
Шеннон, самые красивые эпизоды документального фильма — те, где вы читаете письма вашего отца. Какое из них вы читали чаще всего?
Шеннон Ли: Одно из них, к которому я часто возвращаюсь, — письмо Перл Цо (подруга Брюса Ли. — Правила жизни), которое отец написал, когда ему был 21 год. В нем он рассказывает о собственном мировоззрении — и оно мне кажется особенным и очень душевным. Именно к нему я возвращаюсь время от времени просто потому, что восхищаюсь его ясностью — ясным пониманием собственной цели. Но, кроме того, это ясность его внутреннего мира и чувства собственной личной силы, которой он может распоряжаться в жизни. Да, это письмо и правда особенное.
Это то, о чем я не знал перед просмотром фильма, — насколько потрясающим писателем он был.
ШЛ: Забавно, моя мама часто говорила, что папа — английский был его вторым языком — так страстно желал узнавать новое и чему-то учиться, что в своем стремлении всегда шел до конца. Он делал все на пределе своих возможностей. Она также говорила, что, когда они вместе учились в Университете Вашингтона, папа помогал ей с работами на английском. Он был таким прекрасным писателем. Невероятно красноречивым.
Бао, для работы над фильмом вам удалось изучить личные архивы Брюса. Можете поделиться своими первыми впечатлениями? Что для вас это значило?