Александр Альперн начал с чужого продукта на просроченном домене, а сейчас зарабатывает сотни миллионов рублей. История Webinar.ru
Бизнесу Александра Альперна кризисы идут на пользу. Его платформа для онлайн-семинаров и конференций Webinar.ru запустилась в самый разгар «Великой рецессии» 2008 года и за полгода вышла на окупаемость. Во время валютного кризиса — 2014 компания подняла инвестиции, а при пандемии-2020 — увеличила клиентскую базу в 5 раз. И это логично: когда бизнесу не до жиру, он экономит на всём, а вебинары позволяют сократить затраты на совещания, коммуникации с клиентами и обучение персонала. Но в этот раз, по мнению Альперна, всё зайдет намного дальше.
Ставка на браузер
В 2007 году венчурная компания «Республика Идей» при поддержке Правительства Москвы организовывала Московский венчурный форум. Александр Альперн, пришедший в компанию лишь пару месяцев назад (сразу после окончания факультета прикладной математики МИЭМ), попросил доверить эту работу ему. Руководители посмеялись и ответили: «Если сможешь привезти венчурных капиталистов из Америки, то без проблем». Александр собрал последние деньги и полетел на Global Technology Symposium в Стэнфорде. Нашёл там капиталистов, провёл им питч, привёз их в Россию — и стал одним из организаторов московского форума.
Во время той поездки в США Альперн познакомился с инвестором Ренатом Хасаншиным. Вместе они основали консалтинговую компанию Apaxys Ventures — она помогала российским компаниям выйти на американский рынок. Ещё во время работы в «Республике Идей» Альперн, который организовывал веб-конференции с претендентами на инвестиции, подумал, что рынку не хватает полноценного продукта для онлайн-встреч с презентациями. А сейчас, видя, как молодые предприниматели «пилят» свои продукты, Александр решил, что пора создать такую платформу самому.
В то время на пике своей популярности был сервис веб-конференций WebEx (в 2007 году технологический гигант Cisco купил его за $3,2 млрд). Чтобы пользоваться этим сервисом, нужно было устанавливать ПО. Альперн решил, что такой подход скоро уйдёт в прошлое и возникнет потребность в более удобном решении. «Технология Flash, которая позволяет передавать аудио- и видеопотоки в браузере, уже существовала. Я выдвинул гипотезу, что возможности браузера в этом направлении будут только расширяться, и сделал ставку на это», — вспоминает предприниматель.
Webinar Group в цифрах
- $100 тыс. инвестировали в запуск Webinar.ru.
- $7,3 млн привлекли в 2014 году.
- 126 человек в команде.
- 7 млн пользователей используют Webinar.ru и We.Study.
- >10 тыс. компаний воспользовались сервисами Webinar Group.
- ₽329 млн выручка Webinar Group в 2019 году.
- ₽33,8 млн прибыль компании в 2019 году.*
- ~₽700 млн планируемая выручка в 2020 году.
*по данным «Контур.Фокус»
MVP за чужой счёт
Чтобы не запускаться вслепую, Александр решил выяснить, есть ли на российском рынке потребность в таком продукте. Он нашёл в интернете платформу для видеоконференций Digital Samba (работала на технологии Flash) и написал её основателю письмо. Альперн попросил на время аккаунт с расширенными функциями — и ему пошли навстречу.
Этот премиум-аккаунт Альперн решил использовать в качестве MVP: загрузил свой логотип и отправился искать клиентов. На всяких выставках типа HR & Trainings Expo он собирал визитки и показывал возможности сервиса. Одна из посетительниц, занимавшаяся тренингами, заинтересовалась.
— Мы встретились в кафе на Солянке. Я незаметно открыл личный кабинет, зашёл на страницу уже с моим логотипом и провел презентацию, — рассказывает Александр. — В итоге женщина заплатила полторы тысячи рублей за месяц подписки. Я взял в руки деньги и сразу же вернул. Обещал, что через пару месяцев вернусь с подпиской на сервис.
Чтобы сэкономить и на запуске платформы, Альперн снова связался с основателем Digital Samba и предложил продавать услуги сервиса в России, но под другим брендом. Компания запросила за лицензию €50 тыс. в год. Александр согласился платить эту сумму, но с разбивкой на месяцы. Стороны ударили по рукам.
Чудеса нейминга
Денег на запуск у самого Альперна не было. Он подал заявку на получение субсидии от Правительства Москвы и получил 700 тыс. рублей ($20 тыс.) — «пройти конкурс было несложно, но документов требовали много».
Еще $7 тыс. Александр одолжил у брата. Через него же познакомился с будущим сооснователем Webinar Сергеем Ивановым. Последний только-только вышел из бизнеса (у него был интернет-провайдер) и искал новые проекты для инвестиций. Иванов вложил в ООО «Вебинар» $30 тыс. Столько же инвестировал Ренат Хасаншин, на тот момент уже владелец софтверной компании Altoros Systems.
Платформу запустили осенью 2008 года по адресу webinar.ru — просроченный кем-то домен партнёры купили на аукционе всего за $140. Уже через полчаса после открытия сайта поступил звонок на виртуальный номер: «Алло, это „Вебинар“? Я увидел GoToWebinar в Америке и решил проверить, есть ли подобное в России, набрал в поиске webinar.ru и попал на вас». Это был Институт банковского дела, который и стал первым клиентом.