Все по чесноку
Российская ферма по производству луковичного овоща завоевывает полки в ритейле
«Фермерский чеснок» за четыре года работы занял достойное место в крупнейших сетях — от «Пятерочки» до «Утконоса». Отечественный сорт чеснока, удобная упаковка и яркий вкус — все это, по мнению руководите лей проекта, привлекает покупателей и ритейлеров. Но даже при огром ной доле завозимой из Китая продукции и большом потенциале импортозамещения возможности отечественных производителей пока ограничены.
Компания «Фермерский чеснок» выращивает в год более 200 т товарного чеснока первого сорта, общая площадь обрабатываемых земель, где выращивается данная агрокультура, — около 300 га в Ростовской области, Краснодарском крае и на полях фермеров из центральных регионов. Объем продукции глубокой переработки — 100 т. Объемы производства ежегодно демонстрируют двукратный рост. Продукция реализуется в крупных продуктовых федеральных, региональных сетях и онлайн-магазинах.
История предприятия началась в 2017 году — именно тогда была зарегистрирована компания и организован распределительный центр. «Предшествовали этому несколько совместных проектов с фермерскими хозяйствами из Воронежской и Волгоградской областей, а также организация производства в Краснодарском крае с использованием российского сорта чеснока Добрыня, — вспоминает гендиректор и совладелец “Фермерского чеснока” Дмитрий Михальчук. — А в 2018 году мы объединили фермеров из различных регионов страны в Национальный союз чесноководов для того, чтобы развивать отрасль вместе».
Идея заняться именно выращиванием чеснока пришла далеко не сразу, признается руководитель. По его словам, с 2010 года он занимался оценкой различных инвестиционных проектов в России и за рубежом, из них последние пять лет — в секторе FMCG и сельского хозяйства, что помогло подробнее рассмотреть перспективные для вложений ниши. «Плюс мой партнер — пищевой переработчик и дистрибьютор — предложил мне обратить внимание на чеснок, поскольку подавляющая часть его объема для глубокой переработки в России была импортной, а значит, был потенциал для импортозамещения», — поясняет Михальчук. Перед стартом проекта инвесторы подробно изучили опыт лучших международных компаний, работающих в Испании, Франции и Китае — именно эти страны являются признанными лидерами в секторе.
Параллельно было запущено сразу несколько направлений бизнеса для диверсификации и проверки «гипотез»: дистрибуция и легкая переработка (закупили сырье, переработали, продали), собственное выращивание (закупка семенного материала, организация работ в поле, аренда земли и техники) и агроконтракты (авансирование фермеров, сопровождение, выкуп по фиксированной цене). Сейчас работают все направления, но акцент смещается в сторону контрактного производства — это диверсификация сырьевой базы, которая в России, где существуют высокие климатические риски, крайне необходима, считает бизнесмен.
Общие инвестиции в проект уже превысили 25 млн руб., включая кредитные средства банков и деньги инвесторов. «Рентабельность производства составляет примерно 20 %, и, несмотря на то что наш проект — это классический стартап, начатый практически с нуля, он уже самоокупаем, правда, всю прибыль мы реинвестируем в бизнес», — рассказывает Михальчук. 10 млн из 25 млн руб. были вложены в оборудование, позволяющее производить послеуборочную доработку, осуществлять собственное длительное хранение (мощность — 120 т), фасовку, чистку чеснока и логистику до распределительных центров в федеральных сетях.
Глубокая же переработка производится на контрактной основе на мощностях предприятия-партнера. Ассортимент производимой продукции широкий: различные виды фасовки, чесночная паста, чищеный чеснок, а также натуральный хрен и зерновая горчица в партнерстве с ко-пакерами. «Мы поставляем сырье, разрабатываем упаковку, организовываем каналы сбыта и логистику, а наш “ко-пакер”, или “контрактное производство”, создает рецептуру и оказывает услуги по переработке под наш заказ», — говорит руководитель.
Основное направление, которое развивает компания, — производство товарного чеснока. Для нее это «якорный» (главный) продукт, но инвесторы не исключают расширения ассортимента выращивания и внедрения в севооборот таких нишевых культур, как хрен, горчица, черемша. «А по чесноку мы планируем стать крупнейшим производителем в России и странах СНГ», — делится планами Дмитрий Михальчук. На данный момент, хотя компания является главным поставщиком отечественной продукции в российские сети, ее доля на полках супермаркетов очень незначительна. Традиционно свыше 90 % чеснока в ритейле приходится на импорт из Китая. По оценке бизнесмена, объем рынка чеснока России сейчас составляет порядка 250 тыс. т, из них через федеральные сети реализуется около 100 тыс. т на сумму более чем 15 млрд руб. «Соответственно, наша задача — занять не менее 20 % объема потребляемого чеснока в федеральных сетях или 10 % от общего рынка (включая оптовый рынок и переработку) в течение 4–5 лет, — заявляет руководитель. — Для этого необходимы инвестиции в агроконтракты и увеличение специализированного хранения. Нужный нам урожай можно получить с площади более 2 тыс. га».
«В целом подобный бизнес интересен», — комментирует гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. Низкое товарное производство и переход чеснока в повседневное меню россиян, а также высокие цены на продукт говорят о том, что ниша для замещения импорта свободна.
Сложный бизнес
Производство чеснока в товарном секторе в России пока освоено слабо. На объемы, выращиваемые фермерами и компаниями, приходится лишь 5 % от всего валового сбора, информирует Решетникова. Основные чесночные производства сосредоточены в ЦФО (2,9 тыс. т) и ЮФО (3 тыс. т), знает эксперт. В частности, относительно значимый объем товарного чеснока обеспечивают Краснодарский край и Ростовская область (более 1,5 тыс. т), Тульская (900 т), Воронежская (400 т) области, а также Дагестан (около 700 т). «Остальные регионы дают небольшой урожай — 10–50 т в год, для локальных нужд», — отмечает она. При этом хозяйства населения производят принципиально другой объем — так, на Северном Кавказе в ЛПХ выращивается 56 тыс. т, что в десятки раз больше, чем результат фермерских хозяйств и организаций.
В 2020 году, по данным «Технологий Роста», всеми организациями и фермерами было получено всего 8,4 тыс. т чеснока, в то время как импорт был примерно в семь раз больше. В целом объем ввоза варьируется в пределах 50–80 тыс. т в год. Так что рынок чеснока остается высокоимпортозависимым, в отличие от других овощей здесь положительной тенденции к изменению ситуации не наблюдается последние 15–20 лет, подчеркивает Решетникова. «Если с производством картофеля, моркови или даже лука вопрос решить удалось, хотя и остались проблемы, связанные с хранением, то чеснока больше не становится, — отмечает эксперт. — Почему так происходит? Дело в том, что чеснок — культура довольно капризная и менее распространена, чем овощи того же борщевого набора. Можно сравнить хотя бы с луком: его в 2020 году в товарном сегменте было выращено 1,2 млн т».