Российская ферма по производству луковичного овоща завоевывает полки в ритейле

АгроинвесторБизнес

Все по чесноку

Российская ферма по производству луковичного овоща завоевывает полки в ритейле

Алена Белая

«Фермерский чеснок» за четыре года работы занял достойное место в крупнейших сетях — от «Пятерочки» до «Утконоса». Отечественный сорт чеснока, удобная упаковка и яркий вкус — все это, по мнению руководите лей проекта, привлекает покупателей и ритейлеров. Но даже при огром ной доле завозимой из Китая продукции и большом потенциале импортозамещения возможности отечественных производителей пока ограничены.

Компания «Фермерский чеснок» выращивает в год более 200 т товарного чеснока первого сорта, общая площадь обрабатываемых земель, где выращивается данная агрокультура, — около 300 га в Ростовской области, Краснодарском крае и на полях фермеров из центральных регионов. Объем продукции глубокой переработки — 100 т. Объемы производства ежегодно демонстрируют двукратный рост. Продукция реализуется в крупных продуктовых федеральных, региональных сетях и онлайн-магазинах.

История предприятия началась в 2017 году — именно тогда была зарегистрирована компания и организован распределительный центр. «Предшествовали этому несколько совместных проектов с фермерскими хозяйствами из Воронежской и Волгоградской областей, а также организация производства в Краснодарском крае с использованием российского сорта чеснока Добрыня, — вспоминает гендиректор и совладелец “Фермерского чеснока” Дмитрий Михальчук. — А в 2018 году мы объединили фермеров из различных регионов страны в Национальный союз чесноководов для того, чтобы развивать отрасль вместе».

Идея заняться именно выращиванием чеснока пришла далеко не сразу, признается руководитель. По его словам, с 2010 года он занимался оценкой различных инвестиционных проектов в России и за рубежом, из них последние пять лет — в секторе FMCG и сельского хозяйства, что помогло подробнее рассмотреть перспективные для вложений ниши. «Плюс мой партнер — пищевой переработчик и дистрибьютор — предложил мне обратить внимание на чеснок, поскольку подавляющая часть его объема для глубокой переработки в России была импортной, а значит, был потенциал для импортозамещения», — поясняет Михальчук. Перед стартом проекта инвесторы подробно изучили опыт лучших международных компаний, работающих в Испании, Франции и Китае — именно эти страны являются признанными лидерами в секторе.

Параллельно было запущено сразу несколько направлений бизнеса для диверсификации и проверки «гипотез»: дистрибуция и легкая переработка (закупили сырье, переработали, продали), собственное выращивание (закупка семенного материала, организация работ в поле, аренда земли и техники) и агроконтракты (авансирование фермеров, сопровождение, выкуп по фиксированной цене). Сейчас работают все направления, но акцент смещается в сторону контрактного производства — это диверсификация сырьевой базы, которая в России, где существуют высокие климатические риски, крайне необходима, считает бизнесмен.

Общие инвестиции в проект уже превысили 25 млн руб., включая кредитные средства банков и деньги инвесторов. «Рентабельность производства составляет примерно 20 %, и, несмотря на то что наш проект — это классический стартап, начатый практически с нуля, он уже самоокупаем, правда, всю прибыль мы реинвестируем в бизнес», — рассказывает Михальчук. 10 млн из 25 млн руб. были вложены в оборудование, позволяющее производить послеуборочную доработку, осуществлять собственное длительное хранение (мощность — 120 т), фасовку, чистку чеснока и логистику до распределительных центров в федеральных сетях.

Глубокая же переработка производится на контрактной основе на мощностях предприятия-партнера. Ассортимент производимой продукции широкий: различные виды фасовки, чесночная паста, чищеный чеснок, а также натуральный хрен и зерновая горчица в партнерстве с ко-пакерами. «Мы поставляем сырье, разрабатываем упаковку, организовываем каналы сбыта и логистику, а наш “ко-пакер”, или “контрактное производство”, создает рецептуру и оказывает услуги по переработке под наш заказ», — говорит руководитель.

Основное направление, которое развивает компания, — производство товарного чеснока. Для нее это «якорный» (главный) продукт, но инвесторы не исключают расширения ассортимента выращивания и внедрения в севооборот таких нишевых культур, как хрен, горчица, черемша. «А по чесноку мы планируем стать крупнейшим производителем в России и странах СНГ», — делится планами Дмитрий Михальчук. На данный момент, хотя компания является главным поставщиком отечественной продукции в российские сети, ее доля на полках супермаркетов очень незначительна. Традиционно свыше 90 % чеснока в ритейле приходится на импорт из Китая. По оценке бизнесмена, объем рынка чеснока России сейчас составляет порядка 250 тыс. т, из них через федеральные сети реализуется около 100 тыс. т на сумму более чем 15 млрд руб. «Соответственно, наша задача — занять не менее 20 % объема потребляемого чеснока в федеральных сетях или 10 % от общего рынка (включая оптовый рынок и переработку) в течение 4–5 лет, — заявляет руководитель. — Для этого необходимы инвестиции в агроконтракты и увеличение специализированного хранения. Нужный нам урожай можно получить с площади более 2 тыс. га».

«В целом подобный бизнес интересен», — комментирует гендиректор компании «Технологии Роста» Тамара Решетникова. Низкое товарное производство и переход чеснока в повседневное меню россиян, а также высокие цены на продукт говорят о том, что ниша для замещения импорта свободна.

Сложный бизнес

Производство чеснока в товарном секторе в России пока освоено слабо. На объемы, выращиваемые фермерами и компаниями, приходится лишь 5 % от всего валового сбора, информирует Решетникова. Основные чесночные производства сосредоточены в ЦФО (2,9 тыс. т) и ЮФО (3 тыс. т), знает эксперт. В частности, относительно значимый объем товарного чеснока обеспечивают Краснодарский край и Ростовская область (более 1,5 тыс. т), Тульская (900 т), Воронежская (400 т) области, а также Дагестан (около 700 т). «Остальные регионы дают небольшой урожай — 10–50 т в год, для локальных нужд», — отмечает она. При этом хозяйства населения производят принципиально другой объем — так, на Северном Кавказе в ЛПХ выращивается 56 тыс. т, что в десятки раз больше, чем результат фермерских хозяйств и организаций.

В 2020 году, по данным «Технологий Роста», всеми организациями и фермерами было получено всего 8,4 тыс. т чеснока, в то время как импорт был примерно в семь раз больше. В целом объем ввоза варьируется в пределах 50–80 тыс. т в год. Так что рынок чеснока остается высокоимпортозависимым, в отличие от других овощей здесь положительной тенденции к изменению ситуации не наблюдается последние 15–20 лет, подчеркивает Решетникова. «Если с производством картофеля, моркови или даже лука вопрос решить удалось, хотя и остались проблемы, связанные с хранением, то чеснока больше не становится, — отмечает эксперт. — Почему так происходит? Дело в том, что чеснок — культура довольно капризная и менее распространена, чем овощи того же борщевого набора. Можно сравнить хотя бы с луком: его в 2020 году в товарном сегменте было выращено 1,2 млн т».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Соль земли Соль земли

Полезные ископаемые, в которых отразилась история планеты

Вокруг света
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
«Добрый» диктатор «Добрый» диктатор

Хрущёв искренне пытался улучшить жизнь народа. Но получилось... как всегда?

Дилетант
Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа? Для чего нужен магниевый анод в бойлерах накопительного типа?

От чего и как именно защищает магниевый анод в бойлере косвенного нагрева?

CHIP
Черное дело Черное дело

Традиционное – не значит устаревшее, считают Елена и Олег Малышевы

Вокруг света
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Как банкротиться честно: риски фиктивного банкротства ИП Как банкротиться честно: риски фиктивного банкротства ИП

Как пройти банкротство по-честному и не разрушить себе жизнь

Inc.
По расчетам астрономов, Вселенная погибнет через 20 миллиардов лет По расчетам астрономов, Вселенная погибнет через 20 миллиардов лет

Что предсказывает модель Вселенной, которая учитывает данные DES и DESI?

ТехИнсайдер
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Пляжный гид Пляжный гид

Где и как можно загорать и купаться в городе

Лиза
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Отыграть назад: почему камбэки старых групп стали настолько сильно всем нужны Отыграть назад: почему камбэки старых групп стали настолько сильно всем нужны

Почему вернувшиеся старые группы живут свою лучшую жизнь?

Правила жизни
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия

Появилось доступное средство для замедления прогрессирования деменции

ТехИнсайдер
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего» Художник Татьяна Андреева: «Меня интересует волновая природа всего»

Татьяна Андреева о том, как поймать неуловимое и о новом большом проекте

РБК
Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра Как фотограф Рино Бариллари снимал Одри Хепберн, принцессу Диану и 12 раз ломал ребра

О том, почему профессия папарацци все еще жива и востребована

Forbes
Катапульта, побег в СССР и месть юнги: великая и странная история парохода Bremen Катапульта, побег в СССР и месть юнги: великая и странная история парохода Bremen

От металлургии до гидродинамики: история парохода Bremen

ТехИнсайдер
Билет в будущее Билет в будущее

Что такое целевое обучение и почему оно может стать трамплином в карьере

Лиза
Исследование: мозг пользователей TikTok работает иначе в рискованных ситуациях Исследование: мозг пользователей TikTok работает иначе в рискованных ситуациях

У пользователей TikTok и Reels возрастает склонность к импульсивным решениям

Inc.
Самый научный и логичный в мире: 10 фактов о корейском алфавите Самый научный и логичный в мире: 10 фактов о корейском алфавите

Хангыль: самый простой, логичный и необычный алфавит мира

ТехИнсайдер
Известный по единственному крылу вид козодоев оказался гибридом Известный по единственному крылу вид козодоев оказался гибридом

Как ученые раскрыли одну из главных орнитологических загадок спустя 35 лет

N+1
Нейросети глядят, а руки делают Нейросети глядят, а руки делают

Врачи призвали ИИ в диагностику

Санкт-Петербургский университет
Женщина с иммуносупрессией заразилась кошачьей бактерией Женщина с иммуносупрессией заразилась кошачьей бактерией

Врачи сообщили о редком случае инфекции, вызванной бактерией Mycoplasma arginini

N+1
Оцелоты подружились с опоссумами Оцелоты подружились с опоссумами

На чем держится межвидовая дружба между опоссумами и оцелотами?

N+1
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Хидео Кодзима Хидео Кодзима

Правила жизни геймдизайнера Хидео Кодзимы

Правила жизни
«Пройтись по городу в ботинках местного жителя». Почему аудиоэкскурсии — это про любовь, а не про деньги «Пройтись по городу в ботинках местного жителя». Почему аудиоэкскурсии — это про любовь, а не про деньги

Как швейцарская идея превратилась в российский edutainment-проект

Inc.
Открыть в приложении