«Я разделяю комфорт и ненужные понты». Правила потребления сооснователя CarPrice Эдуарда Гуриновича
В новом выпуске «Правил потребления» — рубрики, где Forbes Life изучает ценности бизнесменов, — участник рейтинга самых перспективных россиян до 30 лет по версии Forbes, сооснователь CarPrice и CarMoney Эдуард Гуринович рассказал о прививке успеха, эмоциях отцовства, самой обидной потере и о том, почему благотворительность не всегда означает добродетель
В 16 лет Эдуард Гуринович запустил интернет-магазин с атрибутикой футбольного клуба «Зенит». В 2012-м победил в конкурсе молодых предпринимателей Фонда русской экономики. В 2014-м вместе с партнерами начал развивать международную онлайн-платформу для продажи автомобилей CarPrice, которая вошла в список 100 самых обсуждаемых стартапов Европы от британской версии журнала Wired и в совокупности привлекла около $42 млн инвестиций. Уйдя из CarPrice, Гуринович инвестировал в такие проекты, как Dbrain, R-Sept и «Близкие.ру». В 2019-м Forbes включил предпринимателя и инвестора в рейтинг 30 самых перспективных россиян моложе 30 лет.
Имя — актив, которой дорогого стоит
Я парадоксальный, странный человек. 99% всех моих активов в стартапах — в high risk (высокорисковых. — прим. Forbes Life) инвестициях. И это ненормально с рациональной точки зрения. Разумный инвестиционный портфель выглядит как гантелька: 80-90% состояния должно быть в консервативных, доходных инвестициях — облигациях госдолга США под 2% годовых или в швейцарском банке под 0,5%. А 10-20% в зависимости от уровня риска уже можно размещать в высокорисковых активах, которые вы должны быть готовы потерять. У меня вообще нет никакой гантели. Все 100% моих инвестиций — полный high risk. Единственное, что я делаю внутри этого высокорискового портфеля, — диверсифицирую, вкладывая в десятки компаний, разных по индустрии и по странам. Но я могу себе такие вещи позволить в силу разных причин. Как минимум, потому что у меня есть потрясающий network (сеть знакомств. — прим. Forbes Life). Недавно мне задавали такой вопрос: «А что, если вы потеряете все?» Я человек, который всегда может создать любой бизнес. И я понимаю, что всегда могу под свое имя, под репутацию найти инвестиции. Это ценный актив, который дорогого стоит.
Не менять финансовые убеждения старшего поколения
На нас всех лежит отпечаток Советского Союза с его особым отношением к деньгам. Для советских людей, с одной стороны, деньги обесценивались, потому что все получали одинаковые зарплаты. С другой стороны, зарабатывание денег в принципе не поощрялось. Это наследие мы «перевариваем» до сих пор. В том числе и я — представитель поколения, родившегося в 1991 году. Мои родители — топ-менеджеры в крупных международных компаниях — не подталкивали меня на путь предпринимателя. Наоборот, у них в голове была идеальная траектория, в которой я идеально выучил бы английский язык и работал в западной компании — юридической или аудиторской — с иностранной корпоративной культурой. Желательно, в «большой четверке». Их уровень, тем не менее, позволял мне с детства смотреть на все реалии бизнеса глазами руководителей. Но при этом меня не учили откладывать, сберегать и инвестировать. Для моих родителей до сих пор главный актив — это недвижимость. Но не пытайтесь менять их финансовые убеждения. Это бесполезно, их лучше не трогать. Зачем ругаться лишний раз? В той системе ценностей, в которой жили и были воспитаны наши родители, это тоже стало определенным решением.
Отказываться от собственности ради чувства свободы
Для меня отказ от собственности, от недвижимости, в первую очередь, — эмоциональное чувство свободы. Меня ничего не держит, теоретически могу взять загранпаспорт и улететь в любую страну мира и там задержаться на полгода. А с другой стороны, это, конечно, рациональное рассуждение. В США вы покупаете коммерческую недвижимость либо жилую для сдачи по ставке кредитования ипотеки 2-3%, включая погашение долга, сдаете ее за 4%. И у вас всегда есть чистый процентный доход. В России вы можете купить квартиру в ипотеку под 8-9%, доходность ее будет максимум до 4%. И где логика? В США аренда всегда дороже, чем ипотека, это дает определенную степень свободы и гибкости. В России еще нет рыночной экономики в недвижимости, что в жилой, что в коммерческой. Но когда вы арендуете, вам все говорят, что вы сумасшедший, нужно немедленно купить свое, хотя по факту вы платите 2% в год от стоимости квартиры только за то, что она у вас в собственности.