Злачное место
Московский район Неглинки и Трубной площади далеко не всегда был респектабельным. В двух шагах от «дома на Трубе», где сейчас находится, напомним, театр «Школа современной пьесы», проходила улица Грачёвка, или Драчёвка, как её иногда называли (ныне — Трубная улица).
Название «Драчёвка» обязано своим происхождением жившим здесь некогда «драчам» — мастеровым, дравшим (то есть очищавшим) зерно. Здесь располагались публичные дома с красными фонарями, нелегальные игорные дома, притоны. Известный художник Василий Перов в документальном рассказе «На натуре (Фанни под номером 30)» описал одну из обитательниц публичного дома на Грачёвке.
Рассказ начинается с финала: «В 67-м году я писал картину под названием “Утопленница”. Мне понадобилось написать этюд с мёртвого молодого женского лица… На другой день я был в больнице… Это был труп молодой исхудалой женщины. Длинная коса её раскинулась по песку, грудь обнажилась, рубашка завернулась выше колен. Я взглянул на неё и чуть не вскрикнул от изумления: “Боже мой, да это Фанни!..”
Труп Фанни лежал, уже убранный цветами и покрытый белым кисейным саваном. На груди её, у связанных какой-то тесёмкой рук, вместо образа, лежал жестяной ярлык с №30».
Затем следует флешбэк — художник вспоминает, как несколько лет назад его учителю по живописи Егору Васильеву предложили расписать алтарь. Для изображения Богоматери нужна была натурщица. В России в 60-е годы XIX века, в отличие от Европы, профессии натурщицы не существовало. Сословное патриархальное общество никак не предполагало подобной свободы