25 лет дикой природы России. Кого мы сохранили и потеряли за последнюю четверть века
В 2019 году исполняется четверть века с создания WWF России. За 25 лет деятельности на территории Российской Федерации Всемирный фонд дикой природы реализовал многие проекты по сохранению уязвимых видов и их местообитаний. Какие-то из усилий принесли результаты, другие оказались менее успешными. В любом случае, 25 лет — серьезный повод подвести некоторые итоги. В этом материале «Сноб» и WWF России рассказывают о том, что происходило за это время с наиболее редкими и ценными представителями российской фауны — кого удалось спасти, чье положение оказалось под угрозой, а также о том, какие территории удалось сохранить для дикой природы.
1Без прямых потерь
Дмитрий Горшков, директор программы WWF России по сохранению биоразнообразия:
«К счастью, за последние 25 лет в России, по крайней мере из того, о чем известно научному сообществу, никто из крупных животных не исчез. Но когда мы говорим о потере биоразнообразия, это не значит, что имеется в виду только исчезновение видов. Можем ли мы сказать, что сохранили вид, если, например, раньше он насчитывал миллион особей, а сейчас осталось всего 20? Да, вид мы сохранили, но генетическое разнообразие мы потеряли, а ведь у каждой популяции, которая живет в своих географических условиях, есть свои особенности, и, когда она теряет генетическое разнообразие, мы лишаемся многих характерных для данного вида признаков. То же самое и с экосистемами: в последнее время значительные изменения претерпевают пресноводные и степные экосистемы, из-за пожаров и нелегальных вырубок сокращаются площади лесов».
2Кто на грани исчезновения?
Даже если за последние 25 лет охраняемых представителей российской фауны удалось уберечь от полного уничтожения, это не дает поводов успокоиться. Численность некоторых животных за это же время резко сократилась, а некоторые уже несколько десятилетий остаются на грани исчезновения в России. И их сохранение в дикой природе требует принятия специальных мер.
Виктория Элиас, директор природоохранных программ WWF России:
«Приоритетные виды WWF — это либо вершина трофической пирамиды, либо виды, играющие ключевую роль в формировании и сохранении ландшафта. Сохраняя крупных хищников, мы сберегаем всю экосистему, включая их кормовую базу и место обитания. Обеспечивая условия для сохранения крупных травоядных, таких как, например, зубр, мы заботимся о состоянии угодий и сохранении всей экосистемы, в формировании и поддержании баланса которой этот харизматичный зверь играет важнейшую роль».
1) Сайгак
С 1985 года численность сайгака на территории России драматически сократилась со 150 000 до примерно 5000 особей — популяция сохранилась лишь в Западном Прикаспии, на территории Астраханской области и Калмыкии.
Что делается и что нужно сделать
Вид внесен в природоохранную стратегию WWF, сейчас ведутся работы по оценке его численности, половозрастной структуры. Фонд оказывает помощь Особо охраняемым природным территориям (ООПТ), на которых сохранился сайгак, в борьбе с браконьерством и пожарами.
2) Дикий северный олень, таймырская популяция
В последние годы специалисты отмечают значительное падение численности, которое, скорее всего, обусловлено браконьерской добычей, хотя не исключено, что изменение климата, из-за которого реки раньше освобождаются ото льда, и другие факторы также серьезно воздействуют на состояние и численность популяции. Если раньше олень во время сезонных миграций пересекал реки по льду, то сейчас ему приходится делать это вплавь, что смертельно опасно для только что родившихся оленят.
Владимир Кревер, научный руководитель программы WWF России по сохранению биоразнообразия:
«Если раньше на севере Красноярского края обитало около 800 000 оленей, то по данным за прошлый год это 400−500 тысяч особей, то есть в два раза меньше. Предстоит очень серьезная работа: необходимо будет не только проводить учет численности вида на этой огромной территории, но также оценить емкость угодий, то есть выяснить, сколько оленей сможет реально прокормиться на существующих пастбищах, и с учетом этих данных оценивать, какова оптимальная численность. Как видите, работы в этом направлении очень много».
3) Снежный барс (ирбис)
Единственный вид крупных кошек, приспособившийся обитать в высокогорьях. Сейчас распространен на территории 12 государств с крупными горными массивами: Афганистана, Бутана, Индии, Казахстана, Киргизии, Китая, Монголии, Непала, Пакистана, России, Таджикистана, Узбекистана. По данным учета ирбиса в 2019 году, документально подтверждено присутствие в России 65 особей. Однако учет проходит не на всем ареале вида в нашей стране, а только на 6 ключевых участках, так как изучение ирбиса — дорогостоящее и сложное мероприятие. Поэтому эксперты оценивают общую численность ирбиса в нашей стране в 70–90 особей. Ирбис во всем мире остается самым малоизученным видом крупных кошачьих, всего исследовано не более 14% его местообитания во всех 12 странах.
Что делается и что нужно сделать
Александр Карнаухов, координатор проектов по сохранению биоразнообразия Представительства в Алтае-Саянском экорегионе:
«Сегодня главными угрозами снежному барсу в России остается браконьерство с применением проволочных петель: ирбис попадает в капканы, расставленные на кабаргу, волка и т. д. Важная проблема — снижение численности диких копытных, особенно сибирского горного козла, из-за перепромысла и нелегальной охоты. Сегодня необходимо бороться с браконьерством и нелегальной торговлей шкурами и частями редких животных, стабилизировать численность диких копытных, информировать и воспитывать бережное отношение к виду среди жителей тех регионов, где обитает снежный барс».