Царь Ирод
Одним из самых известных царей в истории Иудеи был Ирод I Великий (73—4). Вокруг его имени до сих пор не утихают споры. Его называют и «злым гением еврейского народа», и «безумцем, запятнавшим себя всеми мыслимыми злодействами», и «величайшим строителем в еврейской истории». Кто же он был, царь Ирод?
Помпей в Иерусалиме
Судьбоносной датой в истории еврейского народа стал 63 год до новой эры. В тот год непобедимый римский полководец Помпей Великий захватил державу Селевкидов, ядром которой была Сирия, а попутно и занял Иудею. Так слон, бросаясь на тигра, мимоходом придавливает лягушку.
На Йом-Кипур, в Судный день, Помпей, словно Бог, вступил в Иерусалимский храм. Так кончились дни свободы Иудеи. Страна стала окраинным уголком великой державы, созданной римлянами. Те пришпилили ее к корпусу империи, как яркую брошь с непонятным узором, и обязали жителей новой провинции платить подати Риму.
Несвобода была поначалу призрачной. Римляне не вникали во всё, что происходило в Иудее, не переиначивали ее жизнь на свой, понятный им лад. Им достаточно было того, что Иудеей правили цари, присягнувшие им на верность и не мечтавшие о смутных опасностях свободы. Ирод Великий и другие правители из его династии были искренне верны римлянам. А были ли верны Риму их подданные?
За всю историю Римской империи, пожалуй, ни один народ не сопротивлялся ей так яростно, как евреи. Их религия придавала им невиданные силы. Римляне, унифицировав все покоренные нации, приучив их к единому языку (будь то латинский в западной части империи, будь то греческий – на Востоке) и к единой религии – многобожию и почитанию императора – ничего не могли поделать с евреями. Они держались за свой родной язык и, прежде всего, свою религию так же отчаянно, как люди, потерпевшие крушение, держатся за последнее бревнышко корабля, словно надеясь на нем – с Божией помощью! – переплыть всё море!
Бегство Ирода
Удивительно, но один из самых известных еврейских царей Ирод Великий не был евреем по происхождению. Его предки – добровольно или по принуждению – приняли иудейскую веру. Он был воспитан как еврей, но в его жилах текла чужая кровь. Может быть, поэтому он был так безжалостен к еврейской элите, окружавшей его.
Род Ирода происходил из Идумеи – области, лежавшей на юге Израильского нагорья. «Выскочкой из низкого Идумейского рода, царского дома Асмонеева [Хасмонеева] выкормленником» называл Ирода Д. С. Мережковский («Иисус Неизвестный», т. 1, ч. 2, гл. 4, XII; 1932).
Веками идумеи враждовали с иудеями. Лишь в конце II века до н. э. иудейский царь Иоанн Гиркан I (годы правления: 134—104 до н. э.) захватил Идумею и обратил всех ее жителей в иудаизм. Прошло чуть более полувека, и Ирод, выходец из этого чужого народа, воцарился в Иудее и стал со всею жестокостью править ею. Он царствовал, сказали бы мы, в ежовых рукавицах.
Античные историки, прежде всего Иосиф Флавий, рассказывали о нем много ужасных историй – о том, как он отчаянно боролся за власть, не щадя своих соперников, о жестоких преступлениях, совершенных им, о его ненасытном сладострастии. В Новом Завете царь Ирод – один из самых ненавистных персонажей.
Первым же из идумеев был возвышен отец Ирода, Антипатр (100— 43 до н. э.). Он пользовался расположением Цезаря. В 47 году тот назначил Антипатра Идумеянина прокуратором Иудеи, то есть чиновником, управляющим провинцией от имени правителя Римской державы. На самом деле его полномочия были гораздо шире. Он, «нацмен», чуждый евреям по крови, фактически стал некоронованным царем Иудеи. Иудей по вероисповеданию, он считал своим высшим долгом служить не Богу, а правителю Римской державы.
Антипатр ревностно сотрудничал с римлянами, помогал им управлять Иудеей, но был убит одним из своих многочисленных врагов. На Иудею же напали парфяне. В 40 году до н. э. они захватили Иерусалим.
Беззащитный злопамятный Ирод бежал от парфян в Рим. Римские сенаторы сочли его надежным ставленником и провозгласили «царем Иудейским», царем в изгнании.
Тем временем союзник парфян, Антигон II († 37; царь – с 40 года до н. э.) из рода Хасмонеев, объявил себя новым царем Иудеи и ее первосвященником. У Антигона имелись давние счеты с римлянами, он был их «кровником». Его отец, царь Аристобул II (100—49; годы правления: 66—63 до н. э.), был низложен Помпеем, а впоследствии и отравлен по его приказу. В том же году Помпей приказал обезглавить Александра (80—49 до н. э.), старшего сына Аристобула II. Антигон избежал тогда смерти и теперь при поддержке парфян завладел страной, принадлежавшей ему по праву рождения.
Однако царство его было беззащитно, как тонкое пламя свечи. Римляне ни за что не хотели считаться с потерей Иудеи.
При поддержке римских мечей и копий Ирод вернулся в Иудею, чтобы править ею почти четыре десятилетия. Большая часть Палестины отныне была под его контролем.
Царь-инородец
Ирод I Старший (73—4 до н. э.), впоследствии прозванный «Великим», был в фаворе у римлян. Они наконец позволили ему именоваться царем Иудеи, Самарии, Галилеи и Восточной Иордании. Его правление длилось с 40 по 4 год до нашей эры. Его владения были обширны и охватывали территорию, населенную не только евреями.
Впрочем, он правил ими лишь по милости римлян. Фактически те выдали ему мандат на управление страной и в любой момент, если он провинится, могли отозвать оный. Честолюбивый Ирод помнил об этом и с удивительным искусством поддерживал ровные отношения со своими покровителями. Ирод был страшным человеком, но блистательным, мудрым политиком. Раз заручившись благосклонностью Рима, он сумел ее сохранить, несмотря на то, что в Риме в годы его правления почти десять лет продолжалась гражданская война – оба соперника, боровшихся за власть, одинаково радушно относились к Ироду. Все три с половиной десятилетия своего правления он оставался главным союзником римлян на Ближнем Востоке.
При этом «царе-инородце», смешавшем евреев с иноплеменниками, иудеев с иноверцами, язычниками, Палестина пережила удивительный культурный расцвет. Этот феномен поражал своей непривычной для этого региона, болезненной пестротой. При Ироде нарушались все прежние культурные традиции и искажались общепринятые нормы. Старинный религиозный дух вдруг встретился с модными поветриями, приходившими из греческого (эллинистического) мира, который к тому времени преобразил (или, если хотите, уничтожил) всю традиционную культуру Древнего Востока. Эллины ведь, как англосаксы сегодня, навязали всему миру свои «глобалистские ценности».
Великий строитель
Повсюду в своих владениях Ирод основывал или реконструировал города по всем правилам греко-римского градостроительного искусства. Некоторые из них были названы (или переименованы) в честь императора или его приближенных, покровителей Ирода: например, Себастия и Кесария Приморская. В названиях их были во всеуслышание явлены его «верноподданнические чувства», отметил израильский русскоязычный писатель П. Е. Люкимсон («Царь Ирод», ч. II, гл. 5, 2015).