«Женщины 90-х отчасти сдали позиции предыдущего поколения»: как Екатерина Рыбакова объединяет предпринимательниц в регионах
Екатерина Рыбакова возглавляет семейный Рыбаков Фонд, среди программ которого есть предпринимательское сообщество «PRO Женщин». В интервью Forbes Woman Екатерина рассказала, как построить самоуправляющуюся организацию на 22 000 человек, почему предпринимательнице лучше сначала попробовать практику, а потом изучать теорию и как бедность и социальная нестабильность толкают людей к патриархату.
Рыбаков Фонд — семейный благотворительный фонд Игоря и Екатерины Рыбаковых. Реализует программы в области образования и поддержки предпринимательства. Занимает девятое место в рейтинге лучших благотворительных фондов российских бизнесменов по версии Forbes. В 2021 году Игорь и Екатерина Рыбаковы получили премию Forbes «Филантроп года» — «за вклад в развитие образования».
— Екатерина, вы много лет были известны как человек, который занимается социальными проектами в области образования. Почему вы решили поддерживать женщин?
— Все было наоборот. Когда пять с половиной лет назад мы основали Рыбаков Фонд, нашей задумкой и целью была поддержка предпринимательства в широком смысле слова, популяризация предпринимательского мышления. Мы сразу же запустили проекты, направленные на разную аудиторию: бизнес-клуб «Эквиум» — для уже состоявшихся, успешных предпринимателей; программу «Преактум» — для студентов и старших школьников, которые пробуют запускать стартапы.
Мы понимали, что реальная поддержка предпринимателей заключается не столько в помощи финансами или законодательными инициативами. Необходимо объединять предпринимателей, строить сообщества, где они обмениваются опытом и помогают друг другу, — таких инициатив на тот момент не хватало. Тогда же мы обратили внимание, что в мире существуют подобные проекты для женщин, а в России их нет. Причем женщинам поддержка максимально нужна именно на первых порах, когда они только пробуют себя в предпринимательстве, в реализации собственных проектов. Так родился наш любимый проект, сообщество «PRO Женщин». Сегодня сообщество существует во многих городах страны и за рубежом.
Но мы быстро поняли, что эффективнее идти на уровень школьного и даже дошкольного образования и влиять на то, чтобы предпосылки предпринимательской активности закладывались уже в детском возрасте. Так мы переключились на тему образования.
А запущенные нами первые инициативы сегодня продолжают существовать как автономные организации. Но для меня эти темы очень близкие: предпринимательство и образование — это две стороны одной медали.
— Почему вы с инициативой «PRO Женщин» решили пойти в регионы? Ведь из нее легко можно было сделать глянцевую московскую историю с красивыми девушками, как это часто происходит в других сообществах.
— Для нас всегда было важно ставить амбициозные цели, нам интересен масштаб. Мы с самого начала задумывались о том, какое влияние будет оказывать наш проект. Мы же тратим собственные средства, деньги семьи, поэтому нам важен реальный социальный эффект, мы не хотим делать что-то просто ради красивой картинки.
Тема регионов для нас всегда ключевая. Сейчас в нашем сообществе больше 22 000 женщин, но мне все еще кажется, что мы только в начале пути. Мы задумали все это не для того, чтобы быстро достичь конкретной цифры. Мы хотим, не ограничивая себя рамками одного города, помочь гораздо большему числу женщин преодолеть тот потенциальный барьер на пути к устойчивости и самореализации, который находится и в наших головах, и в нашем привычном окружении.
— Какие проблемы вы увидели, придя в регионы?
— Первые сообщества мы собирали в Москве и в Санкт-Петербурге как образовательную инициативу. Но поняли, что не образование должно стоять на первом месте для наших участниц. Мы увидели даже обратный эффект: чувствуя неуверенность в своих силах, женщины будто убегают в образование. У многих есть склонность недооценивать собственный уровень готовности. Тогда женщины идут учиться, потом еще учиться, и еще, все откладывая запуск своего дела или проекта.
Экономически некоторым действительно выгоднее сидеть дома и варить борщ, чем зарабатывать детям на обеды в столовой. Сейчас появляются возможности как-то изменить это, но люди их не видят.
Тогда мы перестали позиционировать себя как образовательные курсы для женщин. Наоборот, мы — среда, где можно сразу попробовать что-то сделать, что-то предпринять, а знания и навыки добирать по мере реализации проекта. Но еще долго участницы воспринимали нас как образовательную инициативу.
— Да, вы ассоциируетесь в первую очередь с образовательным проектом.
— Конечно, мы все равно про learning, но это learning by doing. Мы делаем акцент на действии. И уже в процессе обнаруживаем, где у нас пробелы в знаниях, в компетенциях, и по ходу их восполняем. Поэтому очень ценна культура, которая сформировалась в сообществе. Она предполагает право на ошибку. Взаимная поддержка женщин как раз и заключается в том, что если ты ошиблась, тебе никто не скажет: «Ну вот, я же говорила. Не твое это!». Наоборот, вы услышите: «Ничего, у меня тоже такое было. Попробуй вот так — и все получится».
— Это очень «стартаперский» образ мысли.
— Да, мы создаем свою особую среду, альтернативу привычной, где к женщинам отношение часто такое: «Зачем тебе это? Сиди дома, стирай пеленки, вари борщи». К сожалению, и родители, и мужья, и подруги не всегда окажут поддержку женщине, которая что-то решила поменять в жизни. Привычное окружение, скорее, не заинтересовано в изменениях — это естественно. Тогда женщины начинают искать среду, где их задумки поддержат. И приходя к нам, находят именно такую атмосферу, говорят: «О, это как раз то, что я искала». В таких женщинах уже есть готовность и других поддержать, помочь, подставить плечо. Так происходит круговорот поддержки в сообществе.
— Как вы открывали первые сообщества?
— Понимая, что мы хотим прийти в регионы, мы, во-первых, раз и навсегда решили, что участие в сообществе будет бесплатным. Потому что платить готова только Москва. А во-вторых, мы поняли, что нам не нужно предлагать слишком много, потому что в таком случае участницы ждут инициативы от нас как от организаторов. А наша задача — пробудить их собственную инициативу, чтобы они почувствовали себя в праве и в силах самостоятельно что-то организовать. Сейчас так и происходит: они сами инициируют и проводят встречи, мероприятия в городах, находят и площадки, и спикеров, сами договариваются об условиях, а мы наблюдаем и счастливы. Радуемся, что у них получается, что появилась эта внутренняя готовность.
— Каковы основные препятствия для входа женщины в бизнес?
— Мне кажется, на уровне какого-то суеверия существует точка зрения: если женщина начнет заниматься бизнесом, у нее тут же появятся проблемы в личной жизни. Если уже есть семья, то она пострадает, а если нет, то и не будет. Это очень устойчивое предубеждение, несмотря на то, что сегодня достаточно ролевых моделей, демонстрирующих обратное. К этому добавьте заниженную самооценку: «У меня нет способностей, у меня нет знаний, времени, денег, и вообще, я же женщина, какой бизнес?»