Заветная «корочка». Чему не научат в российском вузе
Университетские годы принято считать лучшими и самыми счастливыми. Однако частенько новоиспеченные студенты не справляются с нагрузкой, впадают в депрессию и хотят поскорее выйти на работу своей мечты
Спросите старшеклассника, чего он хотел бы сейчас больше всего? Вариантов услышите много, но среди популярных ответов обязательно будет скорее выпуститься из надоевшей и скучной школы, сдать ЕГЭ и поступить в престижный университет, в котором ждет прекрасная студенческая жизнь. Задайте этот же вопрос студенту, и он вам расскажет, как в вузе ограничивают его свободу, какие приходится посещать бесполезные и неинтересные лекции. В представлениях и школьника, и студента период учебы — время максимальной несвободы. Там, за пределами учебных заведений, по мнению ребят, их ждет работа мечты с высокой заработной платой, свободным графиком и красивым офисом.
Ожидания от университета бывают настолько высокими, что разочарование преследует недавних абитуриентов буквально с первых дней занятий. Когда мы спрашиваем, что пошло не так, ответы получаем довольно размытые. В целом у молодых людей есть представление о том, что высшее образование необходимо, но отсутствует понимание, что конкретно, кроме заветной «корочки», они могут от него получить. Нельзя сказать, что претензии студентов всегда безосновательны, ведь зачастую они относятся непосредственно к образовательному процессу, и задача преподавателей и ректората — к ним прислушиваться.
Есть вещи, которым университет действительно не научит
В вузе, скорее всего, не донесут идею, что всегда можно сменить сферу деятельности. Большинство выпускников приходят с уверенностью, что, определившись с образовательной программой, они навсегда выбрали себе и профессию. «Я всю жизнь буду работать политологом, только не это» — говорит студент-первокурсник и задумывается, а не бросить ли ему университет, пока не поздно. К сожалению, вузы не работают с этой установкой и не объясняют своим студентам, что даже если не уверены с выбором — отчаиваться не стоит. Современный рынок труда таков, что в жизни им придется освоить разные навыки, которые не будут напрямую относиться к их образовательной программе. Университет не ограничивает поле будущей деятельности одной сферой, он дает инструмент для освоения других дисциплин.
Не хватает свободы — свободы в создании индивидуального учебного плана студентами на старших курсах. Сейчас существует много программ, которые готовят специалистов узкого профиля, однако на реальном рынке труда чем большим количеством компетенций ты обладаешь, тем более конкурентоспособен. Возможность посещения дисциплин других факультетов расширяет кругозор студентов и позволяет посмотреть на мир через другую оптику. Например, учащиеся образовательной программы «Юриспруденция» могут изучать биоинформатику, нейросетевые технологии, гендерные исследования, интеллектуальный анализ данных.