Зачем Стивен Содерберг снял “Не в себе” на айфон
На Берлинском кинофестивале состоялась премьера нового фильма Стивена Содерберга, полностью снятого на айфон. Esquire посмотрел "Не в себе" и решил, что это очередной виток войны режиссера против Голливуда.
Нервная карьеристка Сойер Валентини (Клэр Фой с собранными в пучок волосами и в белоснежной блузке — фирменной одежде героинь последних фильмов и сериалов Содерберга) очень быстро ходит, никогда не обедает в одно и то же время и каждый день вносит разнообразие в маршруты между работой и домой. Сойер уверена, что ее уже много лет подряд преследует некий мужчина. Чтобы избавиться от страха, девушка обращается в хорошую лечебницу, не глядя подписывает кучу бумаг, а дальше начинается любимый Содербергом Кафка: смирительная рубашка, таблетки и рукопашные столкновения логики и абсурда. Кроме Кафки и еще одной смешной книги (назвать которую не можем — страшный спойлер) в кадре мелькает “Бледный огонь” Набокова — герой недавнего “Бегущего по лезвию 2049”. В этом романе тоже рассказывалась история внутри истории, так что все вокруг напоминает, что с умопомрачением Сойер Валентини не все так просто.
Стивен Содерберг всю свою карьеру занимался подрывной деятельностью в родной индустрии — в конце концов, это человек, снявший не один, а целых два фильма про Че Гевару. Его мечта — освободить режиссеров от гнета студий; в недавних интервью он признается, что во времена “Секса, лжи и видео” верил, что авторское кино вот-вот отвоюет себе назад испорченный блокбастерами Голливуд. Но чуда не случилось, и в начале нынешнего десятилетия ветряные мельницы в очередной раз положили Дон Кихота на лопатки. Тогда он заявил, что уходит из кино, чтобы переждать шторм в тихой гавани телеканала HBO, — а точнее, его дочернего Cinemax. Для него Содерберг снял два сезона болезненно авторского сериала “Больница Никербокер”, в котором погрузился в две любимейшие свои темы — мир экстраординарных специалистов и холод больничных коридоров. Однако к третьему сезону выяснилось, что свободы творчества нет и в волшебной коробке: когда режиссер попросил у продюсеров анаморфные линзы для черно-белой съемки, те неохотно пошарили по карманам, быстро развели руками, и “Больница Никербокер” бесповоротно закрылась.