YouTube-шоу, мерч и квесты: кто заработал на хайпе вокруг «Игры в кальмара»
Южнокорейский сериал «Игра в кальмара» вышел на Netflix в сентябре 2021-го и привлек внимание миллионов людей по всему миру. Российский бизнес быстро отреагировал на ажиотаж: на маркетплейсах появились тематические товары, в кафе — официанты в розовых костюмах и темных масках, а в YouTube — новые шоу с играми по мотивам сериала. Forbes узнал, сколько предприниматели и блогеры заработали на вирусном маркетинге.
17 сентября 2021 года на крупнейшей в мире видеоплатформе Netflix года вышла дорама (так называют южнокорейские сериалы) «Игра в кальмара». За неделю сериал стал самым популярным проектом Netflix в 90 странах, а в первые 23 дня после выхода его посмотрели около 132 млн человек.
На интерес аудитории отреагировали предприниматели по всему миру. В конце сентября, к примеру, анонимные пользователи выпустили по мотивам «Игры в кальмара» криптовалюту Squid, которая в итоге оказалась мошеннической. 1 ноября за несколько часов она подорожала почти на 7500%, до $2856, после чего рухнула. СМИ связывали падение с тем, что создатели криптовалюты могли резко обналичить принадлежащие им токены, чтобы заработать на доверчивых инвесторах.
В России тоже придумали, как заработать на ажиотаже вокруг «Игры в кальмара». Например, YouTube-канал «КликКлак» (6,3 млн подписчиков) выпустил шоу «Крысиные бега» по мотивам дорамы. Основатель сети корейских ресторанов «Чико Рико» Сергей Лебедев переодел официантов в розовые костюмы солдат из сериала и предложил посетителям выполнять тематические задания под их надзором. А основатель проекта «Че за квест» Никита Славнов привлек желающих поучаствовать в адаптированной версии «Игры в кальмара» и увеличил выручку квест-рума в четыре раза.
Тиктокеры и мода на Корею
«Игру в кальмара» снял южнокорейский режиссер Хван Дон-хек из Сеула. Работать над сценарием он начал около 10 лет назад, когда жил с мамой и бабушкой практически за чертой бедности. Тема бедности стала ключевой идеей сериала: люди, находящиеся на грани банкротства, ради денег принимают участие в играх, где проигрыш приводит к смерти.
Крупнейшая в мире видеоплатформа Netflix инвестировала в производство сериала по сценарию Дон-хека $21,4 млн, пишет Bloomberg. По данным издания, проект в итоге принес компании почти в 42 раза раза больше — $891,1 млн. Подавляющее большинство зрителей (88%) посмотрели хотя бы 75 минут сериала (это больше одной серии), а 66% — всю дораму от начала до конца. Общая продолжительность просмотра сериала составила более 1,4 млрд часов.
В буме интереса к сериалу нет ничего необычного, утверждает генеральный продюсер кинопродакшен-студии Bosfor Pictures Иван Яковенко. «Мы все видели ошеломляющий успех [южнокорейского] фильма «Паразиты», где остросоциальный сюжет был мастерски завернут в жанр, — рассуждает Яковенко, — С сериалом «Игра в кальмара» похожая история: актуальная тема классового неравенства преподнесена так, что от сюжетных ходов невозможно оторваться».
И без того растущий интерес аудитории усилила «мода на Корею и задающий тренды TikTok», говорит совладелец агентства по продвижению блогеров и стримеров Stream Pub Артур Авакян: «Все, что есть в сериале, стали каким-то образом обыгрывать в TikTok. Люди создают челленджи, и все это растет как снежный ком».
Королевская битва
Еще одна особенность сериала — простые детали, на которых предприниматели могут построить бизнес, говорит Яковенко: «Не знаю, осознанно или нет, но авторы заложили большое количество фишек с потенциалом войти в нашу повседневность. Это и костюмы героев будто для Хэллоуина, и игры, которые активно используют бренды при продаже своих продуктов, и даже музыка, прижившаяся в TikTok», — объясняет он.