Раджапалайям
Звери с Ольгой Волковой
«Раджа Раджапалайяма рад раджапалайямам»,— могла бы гласить народная индийская скороговорка. Может, и правда гласит, тем более что у раджи Раджапалайяма были все основания радоваться факту обладания раджапалайямами, они же райяпалайямы, борзые южного индийского штата Тамилнада, в прошлом называвшегося Мадрасом. А почему, собственно, он радовался? Дело было как-то так: раджа отправился со своими четырьмя борзыми на охоту — наверное, на кабана, считающегося традиционной добычей раджапалайямов. Однако же в кустах вся эта компания напоролась на тигра, который, возможно, тоже имел в виду поохотиться на кабана. Но кабана как-то не случилось, и голодный тигр был согласен поохотиться и на раджу. Но с этим были не согласны собаки! Они дружно бросились на тигра и мигом разобрали его на запасные части — и это при том, что совокупный вес всех четырех раджапалайямов составляет около 100 кг, то есть примерно раза в три меньше одного усредненного бенгальского тигра.
Разумеется, сейчас, когда бенгальских тигров на свете осталось катастрофически мало, героический поступок собак мог бы подвергнуться осуждению. Однако, во-первых, этот случай на охоте произошел много столетий назад, когда и тигров было полно, да и над исчезающими видами никто особенно не трясся. А во-вторых, это, скорее всего, не более чем легенда. При всем уважении к борзым, выжить и победить в схватке с подобным хищником раджапалайям вряд ли сумел бы, а вот ввязаться в заведомо неравную битву — это запросто, ведь индийские борзые отважны и задиристы, временами даже агрессивны и свирепы. На что нам намекает второе название этой породы — полигарская борзая. Полигары — это такая старинная индийская разновидность военных, которых одни называют элитными войсками, а другие считают бандитами и мародерами. В многочисленных войнах и восстаниях против британского владычества эти полигары — и их собаки — принимали самое активное участие. Ну а сегодня полигарские борзые тоже иногда служат в армии, охраняя наиболее проблемные участки индийских границ. И тот факт, что международная кинология этих собак породой все еще не признала, нимало не мешает раджапалайямам честно и безупречно выполнять свою работу.
Они с удовольствием охраняли бы и вообще все границы, но, увы, слишком уж раджапалайямов на этом свете осталось мало. Было время, когда они чуть не исчезли окончательно, но тут всполошились и государственные власти, и индийские кинологические федерации, вовремя заметившие трагическое положение исконно местной древней породы. Так что теперь в Индии этих собак пытаются культивировать и популяризировать, их даже на почтовых марках изобразили — как национальное достояние не хуже Джавахарлала Неру.