Противоположности, связанные единством
Вышли два последних тома серии о модельерах Dior
Виздательстве Assouline друг за другом вышли книги о двух художественных директорах Christian Dior — о Джоне Гальяно и о Рафе Симонсе. Они стали пятой и шестой частью многотомной эпопеи, посвященной всем диоровским модельерам, начиная с самого Кристиана Диора. И теперь эту беспрецедентную эпопею можно считать фактически законченной.
Фактически — потому что официально об окончании серии не было объявлено, но летопись добралась до последнего, нынешнего художественного директора Christian Dior Марии Грации Кьюри, и так как ее руководство женскими коллекциями Dior все еще продолжается, то следующего тома — если он будет — нам придется некоторое время подождать. Так что вся 70-летняя история одного из главных парижских домов моды охвачена и зафиксирована в этих шести книгах — а его современность продолжает разворачиваться перед нами.
Беспрецедентную — потому что никто другой из мировых гигантов моды не может похвастаться таким набором имен в таком диалектическом единстве противоположностей. Все знают, например, Шанель — а потом сразу Карла Лагерфельда, а что было в десятилетие между ними, никому особенно не ведомо. Здесь же действительно каждое имя — новая эпоха, будь то почти 30 лет, как у Марка Боана, или три года, как у Рафа Симонса, каждый модельер — личность, ни творчески, ни как-либо еще не похожая на предыдущую. Причем все они, иногда довольно радикально меняя текущий стиль Christian Dior, если не поглощалась, то абсорбировались Dior, становились частью большого диоровского стиля — и фотографии на обложках всех шести книг, выдержанные в сером или красном, призваны нам это наглядно продемонстрировать: великие модельеры приходят и уходят, а Dior остается Dior. Но значение каждой из этих эпох и каждой из этих личностей для самого дома Christian Dior и для моды вообще неизменно значительно.
Достаточно вспомнить первый показ Рафа Симонса, haute couture AW 2012/2013, вызвавший такую ажитацию во всем фэшн-мире, какой с тех пор не было, и собравший всех сколько-нибудь значимых в этом мире персон — от Пьера Кардена, когда-то начинавшего у самого Диора, до Альбера Эльбаза. Раф Симонс, обладавший, как пишет автор посвященного ему тома, американский фэшн-журналист Тим Бланкс, «поэтическим авангардистским духом», находился на самом дальнем конце фэшн-вселенной от пышного, но к тому времени уже довольно обветшавшего историзма его предшественника Джона Гальяно. И это был