Платья непрямого действия
Путеводитель по сюрреалистическим мирам Эльзы Скьяпарелли
В Парижском Musee des Arts decoratifs проходит выставка «Shocking! Сюрреалистические миры Эльзы Скьяпарелли». Выставка сделана с большим размахом и действительно показывает все те «миры», в которых Скьяпарелли формировалась как кутюрье и как человек, которого ее главная конкурентка Коко Шанель называла «художник, шьющий одежду».
Скьяпарелли и Шанель
В этой полной сарказма фразе Габриэль Шанель слышится ревность к главной сопернице на сцене парижской моды 1930-х. Связана она отнюдь не только с соперничеством в моде. Обе дамы-кутюрье были близки к художественной богеме. Шанель и Скьяпарелли дружили с одними и теми же ее представителями, например с Кокто и Дали. Этого самого по себе было бы достаточно для ревности, но была и более важная вещь: Шанель не использовала их рисунки для своих платьев, а вот Скьяпарелли — да. Именно ее амбиции на «художественность» в моде и раздражали Шанель.
В связи с этим существует клише: Chanel якобы воплощала рафинированную простоту и французский шик, а Schiaparelli —буйную фантазию и яркую декоративность. Но это не соответствует действительности. Вещи Chanel 1930-х годов были вполне декоративны, а вещи Schiaparelli отличалась подчеркнутой ясностью и простотой. Ее линии просты и благородны, ее силуэт, будь то плоский, прямой и вытянутый в ранних 1930-х или с жесткой расширенной линией плеч и драпированными юбками поздних 1930-х, всегда отличался чрезвычайной четкостью. Модные критики отмечали ее чувство цвета и «талант к простоте», а журнал Vogue в 1930 году пишет, что ее одежда необычна, элегантна, практична и на ней «нет клейма эксцентричности».
Принципиальное отличие Скьяпарелли от Шанель в том, что она пыталась использовать в своей дизайнерской практике метод сюрреалистов, механизм воздействия их арт-объектов.
Скьяпарелли и сюрреализм
Контекст на выставке собран точно и богато — от фотографий Мана Рея и рисунков Дали и Кокто до живописи Леонор Фини (которая, кстати, сделала много дизайнерских работ для Скьяпарелли, например флакон ее знаменитых духов Shocking по мотивам торса Мэй Уэст — он, этот флакон, потом станет прообразом парфюмерных флаконов-торсов Жана Поля Готье).
Но помимо рисунков есть, например, объект Дали «Veston aphrodisiaque» — пиджак, увешанный стаканами. Его соседство с платьями Скьяпарелли хорошо показывает разницу между сюрреалистским арт-объектом и сюрреалистской одеждой и то, что сама Скьяпарелли эту разницу прекрасно понимала. Она думала о платьях прежде всего как о том, что носят женщины. Ее метод ясно демонстрирует знаменитое «платье с омаром».
Это простого силуэта платье, и омар на подоле с рисунка Дали вовсе не выглядит натуралистично или провокационно. Провокацию создает актуальный художественный контекст. На выставке рядом с платьем висит «Минотавр» того же Дали, где омар (куда более, кстати, натуралистичный) вылезает из живота самки минотавра. Трактовку сюрреалистической интерпретации платья дает в каталоге выставки Жан-Луи Гельмен, исследователь дизайна и декоративных искусств: омар расположен на подоле так, будто появляется из живота женщины. (И надевшая это платье для съемки в Vogue Уоллис Симпсон, будущая герцогиня Виндзорская, не могла не понимать этого пугающего и эротического подтекста.) Так Скьяпарелли переводит язык сюрреалистического искусства на язык сюрреалистической моды, так работает ее собственный сюрреализм: строгая простота силуэта — острота, неожиданность и глубина ассоциаций, вызванных деталями.