«Мужчин они выбирали сами, им за это никто не платил»
Сильви Бюиссон о музах Монпарнаса
15 июля в ГМИИ им. Пушкина открывается выставка «Музы Монпарнаса», посвященная художницам, скульпторам, фотографам, музам и моделям, без которых невозможно представить художественную жизнь прославленного квартала Парижа начала XX века. Из российских музеев и французских частных собраний отобрали более двухсот произведений, многие будут показаны в России впервые. Накануне открытия бывший директор музея Монпарнаса, куратор Сильви Бюиссон рассказала Марии Сидельниковой о роли муз в истории Монпарнаса и о том, почему сегодня эти роли художницам не нужны.
Кто они — музы Монпарнаса, героини вашей выставки? Как вы их выбирали?
Героини выставки — свободные (освободившиеся) женщины, которые отстаивали свой стиль, невзирая на социальные установки, моду и критику, и получили признание при жизни. Конечно, это не всеохватывающая выставка. Если бы мы решили включить в нее всех муз Монпарнаса, потребовалось бы в три-четыре раза больше работ. Нам пришлось выбирать, и часто мы делали выбор в пользу менее известных имен.
Признанные художницы были во Франции и в XIX веке, а о своих правах на доступ к образованию, работе с моделями и участию в салонах женщины начали заявлять уже после революции 1789 года. Что нового было в женском артистическом присутствии на Монпарнасе?
Это правда, были девушки, которых допускали до участия в салонах. Чаще всего это были либо дочери влиятельных художников, либо девушки из богатых семей, занимавшиеся меценатством и коллекционированием. В любом случае их было немного и за пределами своего круга веса в обществе они не имели. Статус женщины изменила Первая мировая. Когда мужчины ушли на фронт, в госпитали и на заводы пришли женщины. Слабый пол вдруг шагнул на мужскую территорию, их вклад в экономику стал заметен, общество стало в них нуждаться и — как следствие — постепенно с ними считаться. Избирательного права все равно пришлось ждать до 1944 года, но положение женщин сильно изменилось. Монпарнас был в самом центре этих изменений.
Почему именно он?
На самом деле изменения наметились еще на Монмартре, откуда вместе с Аполлинером и всеми художниками Бато-Лавуар на Монпарнас переехал Пикассо. Уже они к женщинам относились иначе, без высокомерия, и со временем это стало особенностью Монпарнаса. В местные академии, например, охотно принимали женщин: Камилла Клодель, Хана Орлова, Эйлин Грей, Анна Голубкина — все учились в Академии Коларосси, самой старой академии Монпарнаса. Но на Парнас приезжали за мечтой и те, у кого не было творческих амбиций. Такие женщины, как Кики или Юки, не собирались становиться художницами, они оказались в центре внимания как музы, вдохновляющие мужчин.