Выйти из операционки: миссия невыполнима?
Собственники бизнеса нередко жалуются друг другу на кофе-брейках отраслевых конференций, что «никак не могут выйти из операционки». Кажется, что без тебя все вмиг рухнет, — при этом постоянное участие во всех рутинных делах предприятия не оставляет времени для раздумий о росте и развитии, для личной жизни, да даже для отдыха. Как выйти из замкнутого круга.
Психология и бизнес
Я сам выходил из операционки неоднократно. Делал это и через частичное делегирование, и через смену направления деятельности, и через уход в длительный отпуск, — это все работает, но по-разному, в зависимости от исходных данных. Поэтому, прежде чем уходить из операционного менеджмента, стоит разобраться — а в чем, собственно, проблема?
И начать следует с определения: а что вообще является «операционкой» в вашем конкретном бизнесе? Кто-то думает, что подписание бумаг, продажи и поиск инвестиций — это операционка, а вот стратегия и работа над продуктом — нет, проводя водораздел в степени «творчества» той или иной деятельности. Я же предлагаю другой подход к определению.
Операционная деятельность — это синоним регулярного менеджмента. Поэтому все, что делается постоянно и повторяющимися итерациями, можно отнести к операционке. Даже стратегию. Если у вас, допустим, есть 10 направлений развития продукта и по каждому из них нужно проводить стратегические сессии каждую неделю/месяц, то эти сессии тоже будут частью операционки.
Далее, усталость от операционной деятельности. Это про что? На этот вопрос можно посмотреть с двух сторон: управленческой и психологической. Первая часть — это все про менеджмент, потому что операционная деятельность и есть, собственно, менеджмент. И любые ошибки, недоработки в нем могут приводить к переработкам, кризису, выгоранию — и, соответственно, желанию от этой части деятельности избавиться.
Вторая сторона — это психология, а точнее, она находится на стыке физиологии и психики. Организм может подавать вам сигналы о том, что он не справляется с операционкой, — но это может быть вовсе не связано с содержанием вашей деятельности. Но обо всем по порядку.
Шаг первый: проверить менеджмент
Итак, для начала, осознав желание избавиться от операционки, стоит понять, из чего вообще состоит ваша повседневная деятельность. Я предлагаю для этого два способа:
- открыть календарь с делами за прошедший месяц;
- написать план задач на следующую неделю.
Далее, нужно проанализировать, что из перечисленного вам нравится, а что — нет. Какие задачи — это «пружины», мотивирующие вас вставать по утрам, развиваться и двигаться в бизнесе дальше? А какие — «лягушки», которые хочется «съесть» поскорее с утра, чтобы так же скоро о них забыть.
На данном этапе хватит такого бинарного деления на «пружины» и «лягушки»: первый тип дел стоит пестовать и наращивать их присутствие в вашем расписании, от второго типа задач имеет смысл избавляться. Позднее, когда вы разберетесь с самой раздражающей частью операционки, можно будет и оставшиеся дела оценить по шкале, например, от одного до 10 — и постепенно делегировать те из них, что приносят наименьшее удовольствие и драйв.