Вся правда об MBA: ищите не знания, а знакомства
Как я писал в прошлой колонке, MBA — это скорее получение степени masters of business administration, а не новых глубоких знаний по широкому кругу предметов, необходимых профессионалу в специфической отрасли. Но если сам процесс обучения не является основным, то что остается? И чем вообще занимаются студенты эти два года? На этот вопрос ответ достаточно простой: 60-70% времени вне классов уходит на поиск работы — сначала летней десятинедельной стажировки, а потом постоянной занятости. Сюда уходит не только время, но и нервы, а также эта тема занимает большинство обсуждений с однокурсниками начиная где-то с ноября первого семестра и заканчивая мартом-апрелем четвертого. Кроме этого у MBA есть еще три неотъемлемых части: бренд школы, нетворкинг и само по себе время, проведенное на программе.
К важности бренда, под которым вы получаете MBA, можно относиться по-разному, но хочешь не хочешь в конечном итоге это останется в вашем резюме и личных воспоминаниях на всю оставшуюся жизнь. Да, конечно, хороший бренд можно рассматривать и как хорошую инвестицию, которая безусловно упростит поиск работы или поднятие капитала для стартапа, но для многих в бренде заключается намного больший смысл. Бренд школы — это своего рода жизненная планка, которая была взята к 27-28 годам, то, чем можно гордиться вне зависимости от дальнейших карьерных взлетов и падений. Стоит ли этот «знак отличия» тех денег, которые стоит программа в топ-школе? Тут уже личный выбор каждого — я видел однокурсников, раздосадованных неудачами в процессе поиска работы, которые в моменте жалели о своем решении. При этом я не знаю практически ни одного человека, который бы жалел о годах, проведенных на MBA, после того как программа закончена и работа найдена.
Что касается networking, то именно это является очень важным делом на MBA, которому в бизнес-школах уделяется очень много внимания и значения. Но тут важно понимать, что нетворкинг нетворкингу рознь. Количество студентов на потоке на программе колеблется от 400 до 1000 человек. Поверьте, через три-четыре года 90% для вас станут такими же чужими людьми, как они были и до программы. При этом, вполне возможно, они ответят на ваш вопрос или предложение по электронной почте или даже постараются организовать для вас интервью в своих компаниях.