Уик-энд среди звезд
На туристические полеты скептически посматривают даже многие профессионалы от космонавтики. Однако именно космический туризм может вдохнуть жизнь в пилотируемую космонавтику, которая вот уже 60 лет существует больше для престижа, чем для пользы дела
В 1921 году Алексей Толстой писал роман «Аэлита», в котором инженер строит ракету и улетает с воюющей Земли. В том же году Андрей Платонов публикует «Лунную бомбу» об инженере, улетевшем в космос с помощью центробежной катапульты. Сто лет спустя эти сюжеты стали воплощаться.
Забава на сотни миллионов
Летом 2021 года в космос на собственных кораблях отправились сразу два миллиардера: основатель Virgin Group Ричард Брэнсон и богатейший человек мира Джеффри Безос, основатель Amazon. com. Хотя их полеты были короткими суборбитальными прыжками, они стали знаковыми для всех, кто мечтает отправиться в космос. Теперь это лишь вопрос денег, хотя и довольно больших.
По меркам большой космонавтики такие полеты – детская забава. Однако у Брэнсона еще десять лет назад купили сотни билетов по 250 тысяч долларов, а теперь, по неофициальным данным, цена вырастет почти вдвое. У Безоса в течение двух дней после полета было продано билетов на 100 миллионов долларов.
Дорогой недоносок
Пилотируемая космонавтика родилась 60 лет назад недоношенной. Гонка вооружений позволила сверхдержавам забрасывать на орбиту десятки тонн груза. Так почему бы не отправлять людей, рекламируя через это достижения своей политической системы? В остальном у пилотируемой космонавтики не было ни ясных целей, ни надежных технологий. Цивилизация была еще не готова осваивать космос.
Ученые сетуют, что космонавты отнимают средства у более продуктивных с точки зрения науки автоматов – межпланетных станций, космических телескопов, метеоспутников. И все же правительства решили выхаживать пилотируемую космонавтику, вершиной которой стала МКС – крупнейший в истории проект стоимостью более 150 миллиардов долларов.
Однако технологически пилотируемая космонавтика недалеко ушла от первых орбитальных станций, поскольку государства не блещут инновационностью и эффективностью. Зато расходы стали поистине космическими. Доставка килограмма груза на МКС стоит от 30 до 100 тысяч долларов, день работы астронавта – несколько миллионов. С такими ценами никаких рентабельных проектов быть не может.