Сокровища тропического леса
Жак Ле Гофф в своей знаменитой книге «Цивилизация средневекового запада» довольно емко описывает пространственное мироощущение европейской христианской культуры. Из Ближнего Востока, края пустынь и равнин, где деревья были символом жизни, центр цивилизации сместился на северо-запад Европы – и картина мира перевернулась с ног на голову. Уютные пальмовые рощи сменились темной и страшной лесной чащей, из которой люди насильно выгрызали себе место для жизни. «Любой прогресс на средневековом Западе был расчисткой, борьбой и победой над зарослями, кустарниками и, если нужно было и если техническое оснащение и храбрость это позволяли, над строевым, девственным лесом – "дремучей чащей" Персеваля, selva oscura Данте», – писал Ле Гофф.
Если Античность и раннее христианство тянулись к деревьям, то Средневековье их отторгало. Европа X–XII веков представляла собой островки цивилизации, окруженные мрачным лесным массивом, путешествие сквозь который таило множество опасностей. Ни одного доброго слова не найти в средневековой литературе про лес. Там прятались язычники и разбойники, водилась всевозможная нечисть, в лесу человек рисковал стать жертвой черной магии, диких животных или просто мог заблудиться и сойти с ума.
Можно представить себе, что произошло, когда европейцы, потратившие столько сил на борьбу с собственными дьявольскими чащами и их обитателями, доплыли до экватора и увидели нечто еще более пугающее – тропические дождевые леса, также называемые джунглями.
Они были еще более неприступны и опасны, внушая почти мистический ужас. Страх перед таинственным миром джунглей естественным образом породил многочисленные легенды о затерянных в них невероятных городах, полных богатств и разных чудес. Поиски этих селений стоили многим жизни, а в итоге легенды превратились в одно из самых популярных направлений фантастической и приключенческой литературы.
Город золотой
Когда испанские конкистадоры в самом начале XVI века начали осваивать Южную Америку, они услышали там в разных местах рассказы о «позолоченном человеке» (по-испански eldorado), властителе страны, богатой золотом и драгоценными камнями. Якобы этот властитель так богат, что каждое утро пудрит тело мелким золотым песком, а вечером смывает с себя золото, погружаясь в воды священного озера. Позднейшие этнографы пришли к выводу, что миф об Эльдорадо отчасти основывается на реальных обычаях индейцев чибча (муиска), живших на территории современной Колумбии, которые действительно во время обрядов обмазывали своих вождей золотым песком.
При передаче из уст в уста сказания об обрядах чибча обросли баснословными подробностями, и постепенно сложилась легенда о затерянном где-то в джунглях счастливом городе Эльдорадо, жители которого пользуются невиданным благоденствием и так богаты, что попирают золото ногами. Легенда, зажив собственной жизнью, настолько оторвалась от первоисточника, что когда в 1537–41 гг. конкистадор Гонсало Химинес де Кесада со своим отрядом завоевал реальную страну чибча, он не идентифицировал ее в качестве Эльдорадо. Более того, люди Кесады жаловались, что у чибча они захватили значительно меньше золота, чем другие конкистадоры, под началом Франсиско Писарро завоевавшие царство инков в Перу. Поиски Эльдорадо продолжились.
В последующие десятилетия целый ряд экспедиций обшарил разные регионы теперешних Колумбии, Венесуэлы, Гайаны, Суринама и северной Бразилии. Занимались этим не только испанцы: например, английский авантюрист Уолтер Рэли неудачно искал Эльдорадо в Венесуэле и Гвиане – в 1595-м и 1617 гг.