«Визуальный клей»
Как направление чтения влияет на восприятие изображений
Не обязательно быть художником, чтобы рисовать людей: палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек. Но как мы понимаем, что это именно человек, если он изображен очень условно? В книге «Визуальный клей» (издательство «Кабинетный ученый») журналист и художник Андрей Горохов рассказывает о законах и принципах восприятия изображений. Книга вошла в длинный список премии «Просветитель». Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как привычка писать и читать слева направо влияет на то, как мы рассматриваем изображения.
Направление чтения
Существует вопрос, волновавший еще древних греков: когда мы что-то видим, понимаем или узнаем, мы это делаем в первый раз, то есть ухватываем то, чего раньше не знали, или же мы вспоминаем то, что уже хранится в нашей голове?
На этот счет есть много разных мнений, как я понимаю, многие современные нейропсихологи исходят из того, что мозг формулирует догадки, гипотезы, предположения, которые потом подтверждаются или уточняются органами чувств. Это теория inference. Грубо говоря, мы видим новое сквозь старые очки: старый опыт то ли сильно влияет на новый, то ли прямо определяет новый.
Сам я считаю, что если это и происходит, то не совсем тупо. Эффект «Эврика!» вполне возможен: вполне возможно вдруг начать видеть и понимать то, чего ты до того не видел и не понимал. Моя жизнь состоит из череды озарений, без внезапных вспышек новой ясности я бы чувствовал себя неизменно тупым и инфантильным поленом. В визуальной сфере есть классический пример того, как прошлое влияет на настоящее. Европейцы пишут слева направо. И (якобы) поэтому они видят и картинки слева направо. Левый нижний угол должен быть тяжелым, а доминировать должна большая диагональ, идущая вправо вверх.
Такая диагональ есть на картине Рубенса «Охота на львов». Собственно, она есть практически везде. Вопрос вот в чем: когда мы, европейцы, видим асимметричную букву «А», то мы взглядом взбираемся на горку, начиная с левого нижнего угла. Но можно смотреть на ту же конструкцию справа, тогда мы увидим прочную вертикальную стену, которую сзади подпирает рогатка-контрфорс.