Василий Бархатов и Павел Пригара – о выставках, зомби и Яне Фабре

GQРепортаж

Василий Бархатов: «Московская публика – злее»

Директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара и оперный режиссер Василий Бархатов рассказали GQ об одной из самых масштабных в мире выставок русской классической скульптуры, разнице между питерской и московской публикой, а также о зомби, Ноггано и Яне Фабре.

Дмитрий А. Быков

Выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге в последнее время регулярно оправдывает эпитет «центральный» – каждая новая выставка делает его центром культурной жизни всей страны, что особенно ценно в непростое для музеев и галерей время. Однако выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева», которая открывается тут 24 марта и продлится до мая, выглядит беспримерно амбициозной даже для кураторов «Манежа». В экспозиции представят больше 150 произведений второй половины XVIII – начала XIX веков из 35 музеев России. Кроме прославленных работ Антокольского, Опекушина, тех самых Шубина и Матвеева, зрители увидят множество никогда прежде не выставлявшихся публично экспонатов. Впрочем, посетителям понадобятся не только зрение, но и слух: одним из кураторов проекта стал оперный режиссер Василий Бархатов, поэтому скульптуры будут соседствовать не с привычными живописью или графикой, а с шедеврами мирового оперного искусства.

9e8d50
Василий Бархатов
9e8f61
Павел Пригара

Конечно, до открытия сложно достаточно четко представить, как будет устроена выставка. Но то, что я понял – нас ждет сочетание скульптуры и оперы. Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее – как вам такое вообще пришло в голову?

Павел Пригара: Давайте я начну, потому что чуть дольше знаком с идеей сделать выставку классической русской скульптуры. У нее был своеобразный пролог, хоть и не связанный с ней напрямую. Я говорю о выставке «Христос в темнице», посвященной деревянной русской скульптуре, она была создана Семеном Михайловским, ректором Академии художеств, и прошла в «Манеже» пару лет назад. Было ясно, что новый проект будет не менее масштабным и сложным: все же нужно работать с пространством больше чем в 4000 кв. м. В остальном, действительно, довольно трудно на словах описывать визуальное искусство – это примерно то же, что пересказывать оперу, Вася не даст соврать.

8a64c0
А.М. Опекушин. Модель памятника А.С. Пушкину в Москве. 1875. Бронза. 100 х 37 х 30 см. © Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН

Согласен, но хотелось бы хоть немножко подробнее.

ПП: Подготовка шла больше двух лет и началась с академического отбора экспонатов. Это было долгое, очень насыщенное общение с кураторами, музеями о возможности подобного высказывания в принципе, о той истории, которую рассказывает скульптура с середины XVIII до начала XX веков. Партнерами проекта стали в итоге 35 российских музеев. У выставки есть условные рамки: от Ф.И. Шубина до А.Т. Матвеева. Федот Шубин – это, по сути, первый русский скульптор в классическом представлении. А Александр Матвеев, на мой взгляд, символизирует тот перелом, который происходит в русском искусстве на рубеже XIX и XX веков, когда начинается отход от канона.

8a6ec4
А.Т. Матвеев. Надевающая чулок. 1912. Гипс. 90х46х68 см. © Государственный музей городской скульптуры (ГМГС)

Тут Василий начинает немного скучать. Хотелось бы спросить, как он ввинчивается во всю эту историю?

Василий Бархатов: Меня пригласил Павел. Он рассказал о выставке, о том, что эти работы никогда не собирались в одном месте. Долго думали над формой, и у Павла родилась идея связать скульптуру с оперным искусством. А я всегда радостно берусь за проекты, которые помогают восполнить пробелы моего собственного образования. Ясно было, что задача соединить два великих направления в искусстве – очень сложная. «Изысканные работы» скульпторов с «оперной элитарностью»…

8a6ff0
А.Т. Матвеев. Юноша. 1911. Гипс. 158х49х37 см. © Государственный музей городской скульптуры (ГМГС)

Creme de la creme.

ВБ: Именно! Я сначала этого немного испугался, но потом стал думать – и нашел нужную форму.

Так что это за форма? Объясните наконец! Понятно, что скульптуры надо выбрать, как-то разместить их в пространстве – это все работа Павла и кураторов. А вы-то что сделали, Василий?

ВБ: (смеется) Мне этот вопрос часто в конце спектаклей задают. Объясняю. Представьте ситуацию, когда во время оперного спектакля у вас появилась возможность перешагнуть через оперную яму и прогуляться по застывшей мизансцене, между поющими персонажами, попасть в самый эпицентр драматичной сцены. Вы можете подойти поближе к сопрано – и тогда на первый план выйдет ее голос, а остальные окажутся на фоне. Можете приблизиться к хору – и тогда вас поглотит его звук, а солисты останутся где-то там. Когда я просмотрел более 150 работ, которые планировались к участию в выставке, то подумал, что каждая скульптура могла бы стать персонажем известной оперы. Каждой я дал свою роль, свою партию: кто-то стал Татьяной, кто-то Онегиным, кто-то Манон Леско, а кто-то Фаустом или Саломеей. Причем, раздавая роли, я не руководствовался внешним сходством работ с персонажами. Это был исключительно мой личный, субъективный выбор.

8a74e1
Б.М. Микешин. И.В. Ершов в образе Зигфрида в операх Р. Вагнера. 1907. Бронза. 64х53х44 см. © Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

То есть вы по собственному произволу меняли контекст каждой работы?

ВБ: Да, но помнил при этом, что это не какая-то инсталляция или попытка моего самоутверждения, – это по-прежнему выставка русской скульптуры, на которую и направлено все внимание. Но работы аккуратно, ненавязчиво погружены в обстоятельства мизансцен из известных опер.

8a7534
В.А. Беклемишев. Деревенская любовь. 1896. Бронза. 50х60х50 см. © Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств

А это все-таки происходит большей частью у вас в голове – или очевидно любому посетителю, который посмотрит и поймет: да, это Татьяна, а это Манон Леско?

ВБ: Пространство выставки очень хитро обустроено, но в нем легко считывается именно пространство театра: фойе, где будут светские портреты, гримерки, где «актеры» готовятся к выходу, большие и малые сцены. Некоторые работы будут похожи больше на макеты будущих постановок, а некоторые будут воспроизводить полноценное театральное действо. Вас будут окружать звук и герои определенной сцены. И основной драйв, который я испытал, был связан с технической хитростью: звук каждой сцены будет разделен по голосам, по источникам: приближаясь к одной из статуй, вы будете слышать ее голос громче прочих. И, конечно, все они расставлены в определенной мизансцене, а не так, как обычно расставляют статуи в музеях: вдоль стены или прохода. Здесь это некий стоп-кадр происходящего на сцене. Ну и важно добавить, что оперы, которые я подбирал – не самые тривиальные. Задачи напугать посетителей не было, поэтому там прозвучит и «Дон Жуан», но будут и более сложные, вроде «Воццека». А кроме того, я постарался – слегка! – запараллелить развитие искусства скульптуры и оперы, тоже пройти пути с конца XVIII до начала XX веков.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Bonobo – о российском вайбе, номинации на «Грэмми» и новом альбоме Bonobo – о российском вайбе, номинации на «Грэмми» и новом альбоме

Интервью с американским продюсером и диджеем Bonobo

GQ
Cумасшедший дым: как автор Esquire бросал курить Cумасшедший дым: как автор Esquire бросал курить

Писатель Дэвид Седарис рассказывает о том, как бросить курить

Esquire
Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов Я — сноб: пианист и композитор Риад Маммадов

Пианист и композитор Риад Маммадов — о синтезе Востока и Запада в музыке

СНОБ
Куда можно выехать из России без загранпаспорта? Куда можно выехать из России без загранпаспорта?

Путешествия из России без загранпаспорта

GQ
«Средневековье в латах» «Средневековье в латах»

Как умирали и какие раны наносили друг другу средневековые воины

N+1
Лучше меньше, да лучше Лучше меньше, да лучше

Аскетичное пространство, в котором живет архитектор Алексей Дунаев и его семья

AD
Валерия Брусникина: «Блокчейн увеличивает прозрачность и надежность сделок» Валерия Брусникина: «Блокчейн увеличивает прозрачность и надежность сделок»

Возможности и перспективы блокчейна

Forbes
7 признаков, что у твоей собаки серьезный стресс, и что можно с этим сделать 7 признаков, что у твоей собаки серьезный стресс, и что можно с этим сделать

Как понять, что у собаки стресс и как ей помочь

Maxim
Бактерии в офисе: где их больше всего? Бактерии в офисе: где их больше всего?

Разбираемся, где именно собирается больше всего бактерий в типичном офисе

CHIP
Стелла Маккартни: да, нет, знаю Стелла Маккартни: да, нет, знаю

Цель работы Стеллы Маккартни — нулевое влияние на окружающую среду

Glamour
Не только «Мулен Руж»: почему понадобилось больше века, чтобы культура кабаре прижилась в России Не только «Мулен Руж»: почему понадобилось больше века, чтобы культура кабаре прижилась в России

Как кабаре пытались закрепиться в России?

Esquire
Парное интервью: Михаил Пиотровский (Эрмитаж) и Сирилл Виньерон (Cartier) — о разнице между консераторством и уважением к прошлому Парное интервью: Михаил Пиотровский (Эрмитаж) и Сирилл Виньерон (Cartier) — о разнице между консераторством и уважением к прошлому

Директор Эрмитажа и CEO Cartier — о ценностях, сходстве музей и ювелирного дела

Esquire
С плеча и по плечу С плеча и по плечу

Как перепродажа вещей стала называться модным словом «ресейл»

Vogue
Просто добавьте спокойствия Просто добавьте спокойствия

Пять советов, как сохранять спокойствие в трудные и стрессовые моменты

Здоровье
Она была эталоном! Как одевалась Елизавета II в молодости — стиль королевы Она была эталоном! Как одевалась Елизавета II в молодости — стиль королевы

Каким был стиль Елизаветы II в первой половине правления

Cosmopolitan
Королева любой тусовки — бехеровка: как правильно пить культовый чешский ликер Королева любой тусовки — бехеровка: как правильно пить культовый чешский ликер

История создания, традиции употребления и самые популярные коктейли с Бехеровкой

Playboy
Строим трансформатор Теслы на дому Строим трансформатор Теслы на дому

Резонансный трансформатор, известный также как «катушка Теслы»

Популярная механика
Глава из книги Сергея Медведева «Человек бегущий» Глава из книги Сергея Медведева «Человек бегущий»

Одна из глав книги «Человек бегущий» профессора Сергея Медведева

СНОБ
Туда и дорога Туда и дорога

Портрет родной страны глазами фотографа и блогера Илии Воскресенского

GQ
Почему мы критикуем себя и как это прекратить Почему мы критикуем себя и как это прекратить

Как отключить голос внутреннего критика?

Psychologies
Можно ли брать грех на душу ради благополучия своего единственного ребенка? Можно ли брать грех на душу ради благополучия своего единственного ребенка?

История одной непростой исповеди

СНОБ
Как приземляются самолеты: причины катастроф при посадке Как приземляются самолеты: причины катастроф при посадке

Нештатные ситуации после приземления – бич гражданской авиации

Популярная механика
Как убийство семьи в Кудьме привело к новому всплеску мигрантофобии Как убийство семьи в Кудьме привело к новому всплеску мигрантофобии

Распространена ли в России мигрантофобия и что по этому поводу думают в Госдуме

СНОБ
Когда не хватает витаминов Когда не хватает витаминов

В начале весны важно включать в свой рацион продукты, богатые витаминами

Здоровье
Спасти брак: 3 приема «скорой помощи» для семей Спасти брак: 3 приема «скорой помощи» для семей

Когда отношения трещат по швам

Psychologies
Как же построить Россию без Путина? Ответ на колонку Геворга Мирзаяна о «трагедии ошибок» и «либерале Гозмане» Как же построить Россию без Путина? Ответ на колонку Геворга Мирзаяна о «трагедии ошибок» и «либерале Гозмане»

Леонид Гозман о «дискредитации всех российских либералов перед выборами»

СНОБ
Комета Борисова оказалась реликтом экзопланетной системы Комета Борисова оказалась реликтом экзопланетной системы

До встречи с Солнцем комета оставалась нетронутой с момента своего образования

N+1
13 мифов о женщинах 13 мифов о женщинах

Думаешь, знаешь женщин так же хорошо, как знал таблицу умножения в пятом классе?

Maxim
Самые первые автомобили известных компаний: часть 2 Самые первые автомобили известных компаний: часть 2

Каждая известная автомобильная компания с чего-то начинала

Популярная механика
10 секретов красоты француженок: бери на вооружение! 10 секретов красоты француженок: бери на вооружение!

Образ парижанки мы считаем образцом изысканности. Как им это удается?

Cosmopolitan
Открыть в приложении