О значении Гаевского в духовной жизни нескольких поколений театральных людей

СНОБКультура

Вадим Гаевский. Прощальный дивертисмент

Сергей Николаевич

166b20d3d8bd75f5faf50e97103e97fa15651720c9309b7b006613b5ae0fa0cf.jpg
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Смерть выдающегося театрального писателя, искусствоведа и историка Вадима Гаевского (1928–2021) подводит черту под целой эпохой в истории отечественной культуры. С ним уходит понятие театра как миссии, служения, как территории абсолютной свободы и красоты. Об особом значении Гаевского в духовной жизни нескольких поколений театральных людей размышляет главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич.

В своем кругу его звали Димой. Дима сказал, Дима написал… Я поначалу недоумевал, кто этот Дима? Потом понял, что речь идет о Гаевском. Для меня он был, разумеется, Вадимом Моисеевичем. С самого первого дня нашего знакомства в редакции журнала «Театр» на Большой Никитской, тогда еще улице Герцена. Но при этом отчасти и Димой тоже!

В нем было что-то от булгаковского милого Лариосика, племянника из Житомира, от младшего любимого брата, гениальность которого общеизвестна, но которому почему-то ужасно не везет. Нигде не состоял, ни в чем не участвовал. У него даже не было кандидатской степени! Тут полагалось тяжело вздохнуть и выдержать паузу. Ну как же так, без степени-то?!

Но Гаевский мог себе это позволить. Как мог неделями оттачивать какой-нибудь один абзац или искать сутками напролет ритм одной фразы. Его театроведение — это, конечно, проза высочайшей литературной пробы. Лучше него о театре и балете никто не писал. И уже не напишет. Он был нашим театральным Прустом.

Порой его метафоричность казалась мне даже избыточной. К чему весь этот бисер? Но чаще он все-таки восхищал своим даром видеть самую суть, облекая ее в единственно возможные и невероятно красивые слова.

Рядом с его эссе чужие театральные тексты припахивали банным мылом или скучной советской канцелярией. Понятно, что и они выполняли какую-то свою полезную функцию, но контраст был столь очевиден, что печатали Гаевского в том же «Театре» довольно редко и как бы даже с некоторой опаской. Его тексты таили в себе эстетическую диверсию, в них легко было вычитать зашифрованный вызов существовавшей тогда системе репутаций и рангов. Но Гаевскому это почему-то позволяли. «Это же Дима!» — сокрушенно вздыхали интеллигентные редакторши и с замиранием сердца оставляли

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Бог есть свет: Дмитрий Лукьянов «Год в Чувашии» Бог есть свет: Дмитрий Лукьянов «Год в Чувашии»

Глава из романа Дмитрия Лукьянова «Год в Чувашии»

СНОБ
WWF: в Сибири загрязнены почти 1500 километров рек из-за добычи россыпного золота WWF: в Сибири загрязнены почти 1500 километров рек из-за добычи россыпного золота

По словам экологов, этот мониторинг показал лишь часть картины

Esquire
Конкурс страшных рассказов: Конкурс страшных рассказов:

Рассказ о семье, смерти и пчёлах: как девочка стала королевой одной ячейки

VOICE
Несходные подобия Несходные подобия

О Борисе Кошелохове и Олеге Целкове

Weekend
Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит

Выберите фигуру и узнайте, в какой области вы могли бы преуспеть

ТехИнсайдер
Он ко мне пристает Он ко мне пристает

Эксперт: как защитить ребенка от домогательств и услышать его просьбы о помощи

Лиза
«Мы любим простую еду и не делим продукты на правильные и неправильные» «Мы любим простую еду и не делим продукты на правильные и неправильные»

Телеведущая Тутта Ларсен – о фирменных рецептах и питании для всей семьи

Домашний Очаг
Молодой ещё, «зелёный»: кто внедряет экологичность на производстве Молодой ещё, «зелёный»: кто внедряет экологичность на производстве

Почему нельзя просто взять и начать использовать водород вместо нефти?

Популярная механика
В 1972 году MIT предсказал крах цивилизации в 21 веке — мы в графике В 1972 году MIT предсказал крах цивилизации в 21 веке — мы в графике

Индустриальная цивилизация находится на пути к краху?

Популярная механика
«Странный тип по имени Энди Уорхол». Отрывок из книги Майкла Шнейерсона «Странный тип по имени Энди Уорхол». Отрывок из книги Майкла Шнейерсона

Отрывок из главы об Энди Уорхоле из книги «Бум» Майкла Шнейерсона

СНОБ
Охота за реальностью Охота за реальностью

Как живет сельский театр в деревне Фомиха

Seasons of life
Любимые мужчины Мирей Матье: как француженка сорвала свадьбы и осталась одна Любимые мужчины Мирей Матье: как француженка сорвала свадьбы и осталась одна

Мирей Матье прошла путь от девочки из бедной семьи до мировой легенды

Cosmopolitan
Депутат Балтики Депутат Балтики

Евгения Милова пишет инструкцию по любви к Калининградской области

Tatler
6 причин, почему ты не можешь перестать есть, даже если сыт 6 причин, почему ты не можешь перестать есть, даже если сыт

Вредные привычки, мешающие перестать переедать

Playboy
Культура насилия по-русски. Почему «женские» вагоны в метро не решат проблему домогательств Культура насилия по-русски. Почему «женские» вагоны в метро не решат проблему домогательств

На днях в России предложили предоставить женщинам отдельные вагоны в метро

СНОБ
Площади — наши палитры Площади — наши палитры

Нижний Новгород уже стал модной точкой на туристической карте России

Vogue
Организатор пространства Организатор пространства

Специальный проект «Секреты профессии»

Лиза
Палеогенетики выделили ДНК древнего человека из отложений в грузинской пещере Палеогенетики выделили ДНК древнего человека из отложений в грузинской пещере

Древние ДНК произвели революцию в понимании человеческого прошлого

N+1
5 самых необычных способов полететь в космос не на ракете 5 самых необычных способов полететь в космос не на ракете

Как добраться до звезд на космическом лифте?

Maxim
Актриса Сабина Ахмедова: Чтобы происходили перемены, нужны люди Актриса Сабина Ахмедова: Чтобы происходили перемены, нужны люди

Актриса Сабина Ахмедова — о проблемах домашнего насилия и харассмента

СНОБ
Как выйти замуж и начать сходить с ума. Фрагмент триллера Кэролайн Ли «Стеклянная женщина» Как выйти замуж и начать сходить с ума. Фрагмент триллера Кэролайн Ли «Стеклянная женщина»

Отрывок из романа «Стеклянная женщина» с суровой исландской фактурой

Esquire
Вундерваффе, которое лопнуло. Рейтинг немецкого супероружия Вундерваффе, которое лопнуло. Рейтинг немецкого супероружия

Немецкое супероружие — дикие деньги не ветер…

Maxim
Ламинирование бровей: что нужно знать о процедуре Ламинирование бровей: что нужно знать о процедуре

Чем российская процедура ламинирования бровей покорила весь мир?

РБК
Заскучал? 9 способов провести время увлекательно и с пользой Заскучал? 9 способов провести время увлекательно и с пользой

Хватит лежать и плевать в потолок

Playboy
10 мужских правил от главного редактора MAXIM 10 мужских правил от главного редактора MAXIM

Грех скрывать эти мужские правила от общественности!

Maxim
Близки или созависимы: 9 признаков, что отношения тебе вредят Близки или созависимы: 9 признаков, что отношения тебе вредят

Иногда близость выходит за границы разумного и начинает тебе вредить

Cosmopolitan
Сумеречный сон и партнерские роды: как Елизавета II рожала своих четырех детей Сумеречный сон и партнерские роды: как Елизавета II рожала своих четырех детей

Королева Елизавета II – удивительная женщина

Cosmopolitan
Главный спор XXI века: правда ли, что видеоигры развивают агрессию у детей Главный спор XXI века: правда ли, что видеоигры развивают агрессию у детей

Развивают ли видеоигры склонность к насилию или нет?

Популярная механика
С видом на парк: как в Нью-Йорке 15 лет строили самый высокий небоскреб за $3 млрд С видом на парк: как в Нью-Йорке 15 лет строили самый высокий небоскреб за $3 млрд

Самый высокий жилой небоскреб в США строили более 15 лет

Forbes
Мозг маленький, гормоны «скачут»: 6 научных мифов о женщинах Мозг маленький, гормоны «скачут»: 6 научных мифов о женщинах

Гендерные стереотипы часто опираются на якобы научные факты

Forbes
Открыть в приложении