В тюрьму за инвестиции: как взять бюджетные деньги и не обжечься
Диалог Путина и Белоусова о государственных венчурных инвестициях ставит интересный вопрос: можно ли вообще разрешить коллизию между бюджетной логикой и принципами венчурного рынка
На недавнем заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив помощник президента Андрей Белоусов пожаловался в присутствии Путина на то, что венчурный инвестор, распоряжающийся бюджетными деньгами, сегодня рискует стать жертвой уголовного преследования. «К сожалению, так устроено законодательство, что за восемь неудач с бюджетными деньгами можно получить 20 лет, суммарно», — сказал Белоусов.
Высокопоставленный чиновник указал на реальную проблему: в среднем восемь из десяти венчурных инвестиций не приносят ожидаемого дохода, и прямое использование бюджетных средств при таком уровне риска проблематично.
Дело в том, что логика государственного бюджета и логика венчурного рынка несовместимы. Цель бюджета — профинансировать создание общественных благ. При этом каждая копейка расписана по статьям, а факт целевого расходования средств может и должен быть проверен контролирующими органами, такими как Счетная палата РФ.
С другой стороны, цель венчурного инвестора — максимизировать доход фонда от инвестиций в стартапы. Стратегия описывается американским бейсбольным термином «swing for the fences» (что означает «ударить по мячу, чтобы он улетел за забор»), то есть делать рискованные инвестиции, которые в случае успеха принесут гигантские доходы.