В ожидании Mortal Kombat 11: история самого народного файтинга
23 апреля выходит Mortal Kombat 11 – новая часть культового файтинга родом из 90-ых. Почему «Мортал Комбат» особенно любят в России, какое отношение к нему имеет Жан-Клод Ван Дамм и что ждёт нас в 11 части – обо всём этом читайте в нашем материале
Кровавый спорт, но без Ван Дамма
Первый Mortal Kombat разрабатывался Midway Games как ответ на эпохальный для жанра Street Fighter II, который вышел в 1991 году. Ведущий программист Эд Бун и главный дизайнер Джон Тобиас (он же был автором сюжета во всех ранних играх серии) хотели сделать именно соревновательный файтинг с реалистичными боями и зашкаливающими уровнем жестокости. При этом главную роль, по их замыслу, должен был играть знаменитый тогда Жан-Клод Ван Дамм – ему предстояло сражаться с разными врагами, как это происходит в «Кровавом спорте». Уже во время разработки Ван Дамма переманила для своего в итоге не вышедшего файтинга Sega.
Однако Бун, Тобиас и еще двое их коллег решили не бросать всё (тем более что прототип уже был) и переориентировали разработку на свой сюжет и персонажей. Хотя «наследие» Ван Дамма осталось – именно с него сделан образ Джонни Кейджа, одного из главных героев игры. В Mortal Kombat он стал фактически пародией на актёра – это самовлюблённая голливудская звезда, не лишенная обаяния, чувства юмора и крутых бойцовских качеств. Он же получил фирменный «вандамовский» приём – удар ногой в пах – и обожал избивать врагов статуэткой Оскара, а потом улыбаться в камеру.
Команда из четырёх человек разрабатывала Mortal Kombat в течение 10 месяцев. При этом много времени ушло на выбор названия. В 1992 году мы могли увидеть файтинг «Кумите», «Атака Дракона», «Смертельный Удар» и даже «Фаталити». Но в итоге кто-то написал слово «Combat» на доске в офисе Буна, а затем кто-то другой заменил букву «С» на «К», чтобы это выглядело более странным и необычным. И только тогда Стив Ричи, который в Midway Games занимался дизайном игр про пинбол, предложил Буну назвать игру Mortal Kombat.
Слагаемые успеха
Файтинг вышел сначала на игровых автоматах, а потом портировался на домашние консоли. Однако он привлек к себе внимание не только нарочито неграмотным названием, но и таким же завышенным уровнем жестокости. Именно в Mortal Kombat впервые появились кровавые добивания - так называемые "фаталити", из-за которых MK часто критиковали. Именно после нее придумали ныне обязательный рейтинг ESRB, выставляемый всем играм. А разработчики в отместку придумывали шуточные "фаталити", превращавшие соперника в… младенца.
Эффект таких жестоких добиваний только усиливался от того, что в первых играх серии (речь про Mortal Kombat, Mortal Kombat II, Mortal Kombat 3 и Ultimate Mortal Kombat 3) снимались живые актеры - их движения были оцифрованы и увековечены в спрайтах. Запредельная жестокость в сочетании с реалистичными, фотографическими моделями персонажей сразу снискала MK славу.
Но не только это, конечно. В первой же игре Mortal Kombat зарекомендовала себя как понятный в освоении, но при этом во многом новаторский, яркий, разнообразный и техничный файтинг. Да, бойцы в основном отличались друг от друга лишь скоростью перемещения и уникальными мощными спецприемами. Но зато какие это были приёмы! Именно в Mortal Kombat дебютировал знаменитый «джагглинг», позволявший подолгу избивать беззащитного противника в воздухе – потом эту фишку подхватили практически все остальные файтинги.