Как эти книги раскрывают сюжеты кино

GQСобытия

В главной роли – литература: какие произведения читают герои популярных фильмов

И как эти книги раскрывают сюжеты кино.

Виктория Бутакова

«Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим»

Чарльз Диккенс

1849


20 декабря 1939 года критик Фрэнк Ньюджент назвал в обзоре для The New York Times только вышедший на экраны фильм Виктора Флемминга «Унесенные ветром» (1939) «представительной, скрупулезной и безграничной версией романа на 1037 страниц, согласованной с ним почти сценой за сценой с буквальностью, которой в Голливуде не удостаивались даже Шекспир или Диккенс». Однако одно из главных расхождений романа и сценария кроется именно в книге Диккенса. В самой напряженной сцене фильма Мелани Гамильтон читает ее женщинам, которые собрались за столом в ожидании своих мужей с кавалерийского рейда. В произведении Маргарет Митчелл вместо «Жизни Дэвида Копперфильда, рассказанной им самим», Мелани читает «Отверженных» Виктора Гюго.

29272f
«Унесенные ветром» (1939)

У Селзника были личные причины заменить произведение. Таким образом он выразил свое особое отношение к книге Диккенса и увековечил ее на киноэкране в качестве некоей благодарности за саму возможность существования этого фильма. Отец продюсера, крайне напоминающий Рэтта Батлера азартный авантюрист, постоянно ее перечитывал и передал эту привычку сыну вместе с книгой. К 1935 году Селзник уже всюду носил с собой потрепанный красный кожаный переплет и решил экранизировать произведение. Маргарет Митчелл, отказывавшаяся от съемок «Унесенных ветром», посмотрела «Дэвида Копперфильда» и согласилась передать права на свою книгу. К переписыванию текста в сценарий продюсер привлек несколько человек, включая Скотта Фицджеральда, и все же Виктор Флеминг, получив окончательный вариант, произнес уже ставшие легендарными слова: «У этого фильма два автора – Маргарет Митчелл и Дэйв Селзник».

292b67
«Правила виноделов» (1999)

В фильме Лассе Халльстрема «Правила виноделов» (1999) главный герой, сирота Гомер, несколько раз читает детям в приюте историю другого сироты – Дэвида Копперфильда. Как и персонаж Диккенса, герой Халльстрема еще в юности отправляется в дальний путь, не зная, куда он идет и чем займется; из места, где даже решение сойти с поезда дается с трудом. Он бросает врачевание, чтобы ловить омаров, собирать яблоки и, начав «свою новую жизнь под новым именем и со всем новым» в себе, продолжает читать вслух «Дэвида Копперфильда» людям, которые его окружают. Книга не только появляется в кадре и в диалогах; из нее позаимствовано имя одного из персонажей – Стирфорта, мальчика из приюта, который в фильме съел все тесто из кладовки.

292da7
«Правила виноделов» (1999)

Спустя год то же произведение использовал в своем фильме Брюс Робинсом, постановщик культовой стилеобразующей черной комедии «Уитнэйл и я» (1986).

292fe7
«Уитнэйл и я» (1986)

Хотя за основу сценария он взял собственный неопубликованный роман, Робинсон заявлял о своей одержимости диккенсианой и говорил, что снял кино под впечатлением от двух произвдений. Он показал их в заключительной сцене, где безымянный персонаж, от чьего лица ведется повествование, складывает книги в чемодан.
 Как и герои Диккенса, персонажи Робинсона становятся свидетелями эпохи упадка и вырождения, смерти утопической мечты. Два эксцентричных безработных актера пытаются сбежать из давящего города и отправляются в деревню под песни Джимми Хендрикса, чтобы топить печь ботинками, забивать куриц перед обедом и загонять за калитки убегающих быков, покуда не грязнут в своем разложении еще сильнее – получается этакая мрачно-безнадежная версия «Правил виноделов».
Вместе с «Дэвидом Копперфильдом» рассказчик увозит с собой еще одну книгу – «Наоборот» Жориса Карла Гюисманса, так называемую «библию декадента», практически лишенное действия произведение, описывающее лишь череду интересов, склонностей, антипатий и неприятий главного героя Жана дез Эссента, с чьего образа также частично списан Уитнэйл Робинсона.

«Идиот»

Федор Ддостоевский

1868

В романе, который писатель называл любимым своим произведением, Достоевский развивал экзистенциальную философию человека, социального отчуждения и анархического элемента свободы. Он направлял ее против теории среды, подчинившей индивидуальные различия требованиям окружения, и разделял личность на три слоя. Внешний, первичный, заложенный средой и воспитанием пласт его не особенно волновал – тот имел свойство удаляться в критические моменты. Его интересовала вечная борьба света и тьмы, окрашенная идеологически, зацикленная на второй, мировоззренческой, ступени, где человек узнает обе стороны посредством собственного выбора; на самом глубинном, метафизическом уровне он видел инстинктивный радар добра и зла. Рассуждая о трагедии свободной воли, он выделял два типа правонарушителей: к первым относились те, которые совершали преступления под давлением среды, – их Достоевский оправдывал, по-настоящему же виновными считая тех, кто в своих действиях поступает свободно.
 В «Идиоте» в образе напрочь лишенного эго князя Мышкина он выразил всю свою нравственно-философскую позицию, а в кино ее проиллюстрировал Жан-Люк Годар.

293227
«Береги правую» (1987)

Фильм «Береги правую» (1987) построен вокруг трех фигур: человека, именуемого Идиотом (его роль исполнил сам режиссер), сбежавшего в безлюдную швейцарскую деревню человека, который оказывается втянут в социальный и экономический мир и отправляется в город, чтобы снять и продать фильм; музыкального дуэта Les Rita Metsyoko, который весь фильм репетирует новый альбом и записывает его; и героя, называемого Индивидом, который появляется в сюрреалистических зарисовках о бывшем революционере, задающемся вопросом, на той ли планете находится – периодически роль рассказчика перенимает он. Каждый из них что-то ищет: первый – свое место назначения, вторые – правильное звучание, идеальную гармонию, третий жаждет совершенного общества, все они ищут свое место на Земле.
 Закадровый голос называет их то Идиотом, Индивидуумом и Человеком, то Идиотом, Художником и Принцем – персонаж Федора Михайловича и здесь оказывается единственным незыблемым в водовороте именований связующим звеном. Весь фильм состоит из сцен, перемежающихся серией шарад, загадок, головоломок, градом аллюзий, литературно-кинематографичеких цитат и витиеватых деклараций, в качестве подсказок к которым Годар подкидывает в кадры книгу Достоевского. Фрагментарность повествования доходит до крайности, режиссер так и не показывает ни одной полной версии песни дуэта и ни одной полной сцены из фильма, который снимает Идиот, не заканчивает сцен «Береги правую» и демонстрирует бесконечные раздробленные попытки персонажей создать что-нибудь целостное.
 Совсем иначе позицию отрешенного от земных страстей человека, который внезапно оказывается в них впутан, показывает Брэд Андерсон в фильме

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как найти смысл жизни, если вы ненавидите свою работу Как найти смысл жизни, если вы ненавидите свою работу

Как не потерять себя, ненавидя свою работу?

GQ
“Для женщин после 45”: зачем нам устанавливают возрастные лимиты в одежде “Для женщин после 45”: зачем нам устанавливают возрастные лимиты в одежде

Чего на самом деле стоит дискриминация по возрасту модной индустрии

Cosmopolitan
Полный «Каос»: почему сериал Netflix о богах на Олимпе называют лучшим проектом года Полный «Каос»: почему сериал Netflix о богах на Олимпе называют лучшим проектом года

«Каос»: сатирический сериал о тирании и пьянящем всемогуществе

Forbes
Новый завет Новый завет

Рекордсменка по числу номинаций на «Грэмми» Lizzo и манифест нового поколения

Vogue
«Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней «Жертвы» одного хита: как складываются судьбы музыкантов с одной популярной песней

Psychologies вспоминает судьбы нескольких «артистов одного хита»

Psychologies
Молоко для 30-летних: как за 3 млн рублей создали бренд, который покорил «Магнит», Metro и «Аэрофлот» Молоко для 30-летних: как за 3 млн рублей создали бренд, который покорил «Магнит», Metro и «Аэрофлот»

Продукция комбината присутствует на полках федеральных ретейлеров

Forbes
Дикая и загадочная: что стало с Антарктидой за 200 лет Дикая и загадочная: что стало с Антарктидой за 200 лет

Что вы знаете про пятый по величине континент нашей планеты

Популярная механика
Конституционный госповорот Конституционный госповорот

Как президент России за 15 минут нарисовал образ будущего и обманул либералов

Эксперт
Блюда, которые не рекомендуют есть перед взлетом Блюда, которые не рекомендуют есть перед взлетом

Еда, которая плохо влияет на авиапассажиров

Maxim
Лампы на 12 или 220 В: что лучше использовать для освещения квартиры? Лампы на 12 или 220 В: что лучше использовать для освещения квартиры?

Рассказываем, какие лампы лучше, на 12 В или на 220 В

CHIP
Боже, храни королеву! Как Елизавета Вторая победит внука-подкаблучника и его политкорректную Меган Боже, храни королеву! Как Елизавета Вторая победит внука-подкаблучника и его политкорректную Меган

Скандал с принцем Гарри и его женой поставил британскую монархию перед кризисом

СНОБ
Смарт-тонус: как быстро зарядить телефон или планшет Смарт-тонус: как быстро зарядить телефон или планшет

Простые советы, как быстро зарядить телефон или планшет на базе Android или iOS

Cosmopolitan
Красит, пишет, вдохновляет: история успеха визажиста Кристины Новиковой Красит, пишет, вдохновляет: история успеха визажиста Кристины Новиковой

Правда ли Кристина Новикова планирует покорять Голливуд

Cosmopolitan
Корпоративная мантра или инструмент бизнеса? Как не разочароваться в цифровой трансформации Корпоративная мантра или инструмент бизнеса? Как не разочароваться в цифровой трансформации

Успешные технологические разработки в массовом сознании нередко обрастают мифами

Forbes
Год больших рисков: какие пузыри схлопнутся в новом году Год больших рисков: какие пузыри схлопнутся в новом году

Чего ждать на финансовых рынках в 2020-м?

Forbes

Перед нами веселый приключенческий роман, замешанный на историческом контексте

Esquire
Чем пахнет в доме Чем пахнет в доме

От запахов в твоем жилище зависит, каким будет настроение домочадцев

Лиза
Единство и борьба Единство и борьба

Архитектор Вера Герасимова столкнула лоб в лоб классику и хай–тек

SALON-Interior
7 острых вопросов про ЭКО 7 острых вопросов про ЭКО

ЭКО до сих пор рождает немалое количество домыслов и заблуждений

Лиза
Как выбрать автомобиль Как выбрать автомобиль

Какой автомобиль следует выбрать начинающему водителю?

Maxim
Сил моих больше нет Сил моих больше нет

Мало кому из родителей нравится повышать голос на своих детей

Лиза
Выкинь из головы Выкинь из головы

В каждом десятом случае головная боль может быть опасным симптомом

Лиза
Обновить до идиотизма Обновить до идиотизма

О крайностях осовременивания в классической опере

Огонёк
Зачем нам кузнец? Зачем нам кузнец?

Фильму «Формула любви» исполняется 35 лет

Лиза
100 изобретений, которые изменили мир: часть 1 100 изобретений, которые изменили мир: часть 1

Список изобретений, которые сыграли важную роль в становлении человечества

Популярная механика
Сам себе садовод: как вырастить домашний цветок Сам себе садовод: как вырастить домашний цветок

Чтобы стать успешным цветоводом, необходимо знать некоторые хитрости

Cosmopolitan
Майк Эннесли: Как общаться с трудными людьми Майк Эннесли: Как общаться с трудными людьми

Каких типов бывают трудные люди и как с ними выстраивать коммуникацию

СНОБ
Кислота Кислота

Гиалуроновая кислота пожинает плоды своей славы

Glamour
Колонизация Венеры и другие амбициозные космические проекты СССР Колонизация Венеры и другие амбициозные космические проекты СССР

Грандиозные космические прожекты Советского Союза, которые не были реализованы

Maxim
Кинотеатр «Юность» Кинотеатр «Юность»

Кинокритики хвалят Тимоти Шаламе за игру, редакторы моды — за стиль

Glamour
Открыть в приложении