Как эти книги раскрывают сюжеты кино

GQСобытия

В главной роли – литература: какие произведения читают герои популярных фильмов

И как эти книги раскрывают сюжеты кино.

Виктория Бутакова

«Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим»

Чарльз Диккенс

1849


20 декабря 1939 года критик Фрэнк Ньюджент назвал в обзоре для The New York Times только вышедший на экраны фильм Виктора Флемминга «Унесенные ветром» (1939) «представительной, скрупулезной и безграничной версией романа на 1037 страниц, согласованной с ним почти сценой за сценой с буквальностью, которой в Голливуде не удостаивались даже Шекспир или Диккенс». Однако одно из главных расхождений романа и сценария кроется именно в книге Диккенса. В самой напряженной сцене фильма Мелани Гамильтон читает ее женщинам, которые собрались за столом в ожидании своих мужей с кавалерийского рейда. В произведении Маргарет Митчелл вместо «Жизни Дэвида Копперфильда, рассказанной им самим», Мелани читает «Отверженных» Виктора Гюго.

29272f
«Унесенные ветром» (1939)

У Селзника были личные причины заменить произведение. Таким образом он выразил свое особое отношение к книге Диккенса и увековечил ее на киноэкране в качестве некоей благодарности за саму возможность существования этого фильма. Отец продюсера, крайне напоминающий Рэтта Батлера азартный авантюрист, постоянно ее перечитывал и передал эту привычку сыну вместе с книгой. К 1935 году Селзник уже всюду носил с собой потрепанный красный кожаный переплет и решил экранизировать произведение. Маргарет Митчелл, отказывавшаяся от съемок «Унесенных ветром», посмотрела «Дэвида Копперфильда» и согласилась передать права на свою книгу. К переписыванию текста в сценарий продюсер привлек несколько человек, включая Скотта Фицджеральда, и все же Виктор Флеминг, получив окончательный вариант, произнес уже ставшие легендарными слова: «У этого фильма два автора – Маргарет Митчелл и Дэйв Селзник».

292b67
«Правила виноделов» (1999)

В фильме Лассе Халльстрема «Правила виноделов» (1999) главный герой, сирота Гомер, несколько раз читает детям в приюте историю другого сироты – Дэвида Копперфильда. Как и персонаж Диккенса, герой Халльстрема еще в юности отправляется в дальний путь, не зная, куда он идет и чем займется; из места, где даже решение сойти с поезда дается с трудом. Он бросает врачевание, чтобы ловить омаров, собирать яблоки и, начав «свою новую жизнь под новым именем и со всем новым» в себе, продолжает читать вслух «Дэвида Копперфильда» людям, которые его окружают. Книга не только появляется в кадре и в диалогах; из нее позаимствовано имя одного из персонажей – Стирфорта, мальчика из приюта, который в фильме съел все тесто из кладовки.

292da7
«Правила виноделов» (1999)

Спустя год то же произведение использовал в своем фильме Брюс Робинсом, постановщик культовой стилеобразующей черной комедии «Уитнэйл и я» (1986).

292fe7
«Уитнэйл и я» (1986)

Хотя за основу сценария он взял собственный неопубликованный роман, Робинсон заявлял о своей одержимости диккенсианой и говорил, что снял кино под впечатлением от двух произвдений. Он показал их в заключительной сцене, где безымянный персонаж, от чьего лица ведется повествование, складывает книги в чемодан.
 Как и герои Диккенса, персонажи Робинсона становятся свидетелями эпохи упадка и вырождения, смерти утопической мечты. Два эксцентричных безработных актера пытаются сбежать из давящего города и отправляются в деревню под песни Джимми Хендрикса, чтобы топить печь ботинками, забивать куриц перед обедом и загонять за калитки убегающих быков, покуда не грязнут в своем разложении еще сильнее – получается этакая мрачно-безнадежная версия «Правил виноделов».
Вместе с «Дэвидом Копперфильдом» рассказчик увозит с собой еще одну книгу – «Наоборот» Жориса Карла Гюисманса, так называемую «библию декадента», практически лишенное действия произведение, описывающее лишь череду интересов, склонностей, антипатий и неприятий главного героя Жана дез Эссента, с чьего образа также частично списан Уитнэйл Робинсона.

«Идиот»

Федор Ддостоевский

1868

В романе, который писатель называл любимым своим произведением, Достоевский развивал экзистенциальную философию человека, социального отчуждения и анархического элемента свободы. Он направлял ее против теории среды, подчинившей индивидуальные различия требованиям окружения, и разделял личность на три слоя. Внешний, первичный, заложенный средой и воспитанием пласт его не особенно волновал – тот имел свойство удаляться в критические моменты. Его интересовала вечная борьба света и тьмы, окрашенная идеологически, зацикленная на второй, мировоззренческой, ступени, где человек узнает обе стороны посредством собственного выбора; на самом глубинном, метафизическом уровне он видел инстинктивный радар добра и зла. Рассуждая о трагедии свободной воли, он выделял два типа правонарушителей: к первым относились те, которые совершали преступления под давлением среды, – их Достоевский оправдывал, по-настоящему же виновными считая тех, кто в своих действиях поступает свободно.
 В «Идиоте» в образе напрочь лишенного эго князя Мышкина он выразил всю свою нравственно-философскую позицию, а в кино ее проиллюстрировал Жан-Люк Годар.

293227
«Береги правую» (1987)

Фильм «Береги правую» (1987) построен вокруг трех фигур: человека, именуемого Идиотом (его роль исполнил сам режиссер), сбежавшего в безлюдную швейцарскую деревню человека, который оказывается втянут в социальный и экономический мир и отправляется в город, чтобы снять и продать фильм; музыкального дуэта Les Rita Metsyoko, который весь фильм репетирует новый альбом и записывает его; и героя, называемого Индивидом, который появляется в сюрреалистических зарисовках о бывшем революционере, задающемся вопросом, на той ли планете находится – периодически роль рассказчика перенимает он. Каждый из них что-то ищет: первый – свое место назначения, вторые – правильное звучание, идеальную гармонию, третий жаждет совершенного общества, все они ищут свое место на Земле.
 Закадровый голос называет их то Идиотом, Индивидуумом и Человеком, то Идиотом, Художником и Принцем – персонаж Федора Михайловича и здесь оказывается единственным незыблемым в водовороте именований связующим звеном. Весь фильм состоит из сцен, перемежающихся серией шарад, загадок, головоломок, градом аллюзий, литературно-кинематографичеких цитат и витиеватых деклараций, в качестве подсказок к которым Годар подкидывает в кадры книгу Достоевского. Фрагментарность повествования доходит до крайности, режиссер так и не показывает ни одной полной версии песни дуэта и ни одной полной сцены из фильма, который снимает Идиот, не заканчивает сцен «Береги правую» и демонстрирует бесконечные раздробленные попытки персонажей создать что-нибудь целостное.
 Совсем иначе позицию отрешенного от земных страстей человека, который внезапно оказывается в них впутан, показывает Брэд Андерсон в фильме

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Трагедия Макбета»: шекспировский хоррор «Трагедия Макбета»: шекспировский хоррор

«Трагедия Макбета» Джоэла Коэна — призрачная, сумрачная верность первоисточнику

GQ
От пещеры до радости. Как появилась музыка, где и, главное, зачем От пещеры до радости. Как появилась музыка, где и, главное, зачем

Откуда взялась музыка? Почему у каждого поколения она своя?

Maxim
Мафиози, байкер, отец Супермена. Марлону Брандо — 100 лет Мафиози, байкер, отец Супермена. Марлону Брандо — 100 лет

Знаковые роли крестного отца Марлона Брандо

СНОБ
Кинотеатр «Юность» Кинотеатр «Юность»

Кинокритики хвалят Тимоти Шаламе за игру, редакторы моды — за стиль

Glamour
Психология стресса Психология стресса

Нашумевшее руководство по борьбе со стрессом и связанными с ним болезнями

kiozk originals
Как выбрать швейную машинку для домашнего использования: разбираем особенности Как выбрать швейную машинку для домашнего использования: разбираем особенности

Как выбрать швейную машину, которую удобно использовать дома для шитья

CHIP
Юэн Макгрегор Юэн Макгрегор

Правила жизни актёра Юэна Макгрегора

Esquire
Дикая и загадочная: что стало с Антарктидой за 200 лет Дикая и загадочная: что стало с Антарктидой за 200 лет

Что вы знаете про пятый по величине континент нашей планеты

Популярная механика
Любить «по-взрослому»: как общаться, чтобы отношения стали крепче Любить «по-взрослому»: как общаться, чтобы отношения стали крепче

Обвиняя друг друга, мы можем разрушить даже самые ценные отношения

Psychologies
«Умное» всё, беспилотники «Яндекса» и телевизоры, опережающие время: какие гаджеты изменят нашу жизнь в 2020-м «Умное» всё, беспилотники «Яндекса» и телевизоры, опережающие время: какие гаджеты изменят нашу жизнь в 2020-м

Пять перспективных тенденций наступившего года — в нашей подборке

Forbes
Нот всего семь, или Как доказать плагиат Нот всего семь, или Как доказать плагиат

Трудно ли доказать плагиат?

СНОБ
Скромный король деталей: каким человеком был Карл Лагерфельд на самом деле Скромный король деталей: каким человеком был Карл Лагерфельд на самом деле

Фрагмент из книги «Тайна по имени Лагерфельд»

Forbes
Полярная трасса разогрелась в кабинетах Полярная трасса разогрелась в кабинетах

Схватка ведомств за первенство в проекте развития Арктики завершена

Эксперт
«Бросать людям вызов — всегда хорошая мысль»: глава бренда Isaia о новой мужской моде «Бросать людям вызов — всегда хорошая мысль»: глава бренда Isaia о новой мужской моде

Джанлука Исайя о будущем мужской моды и ценности традиций

Forbes
Бумажная броня картонных линкоров Бумажная броня картонных линкоров

Японский скульптор Ацуси Адачи делает памятники из старых газет

Популярная механика
Когда дети стали большими Когда дети стали большими

Как стать ближе с повзрослевшим ребенком?

Лиза
Вышел из сумерек Вышел из сумерек

Актер Роберт Паттинсон об искренности на съемочной площадке и взрослении

Vogue
Автосалон во Франкфурте исчез. Каким мы его будем помнить Автосалон во Франкфурте исчез. Каким мы его будем помнить

Автомобильные журналисты вспоминают Франкфуртское мотор-шоу

РБК
Готовим резервы: главные правила безопасного бэкапа Готовим резервы: главные правила безопасного бэкапа

Не любой бэкап - хороший бэкап

CHIP
Герои нового времени: главные молодые предприниматели десятилетия Герои нового времени: главные молодые предприниматели десятилетия

Основатели и основательницы самых перспективных стартапов прошедшего десятилетия

Forbes
Как правильно начать день Как правильно начать день

Правильное начало дня для мужчины — задача почти неразрешимая

Maxim
Почему могут перестать летать российские ракеты? Правда об инвестициях в Россию, которая не прозвучала в Давосе Почему могут перестать летать российские ракеты? Правда об инвестициях в Россию, которая не прозвучала в Давосе

Какая проблема российских властей мешает привлекать иностранные инвестиции

Forbes
Повесть о сыновьях молчаливых дней. Как начиналась магнитофонная летопись русского рока Повесть о сыновьях молчаливых дней. Как начиналась магнитофонная летопись русского рока

Почему стоит прочитать книгу «100 магнитоальбомов советского рока»

СНОБ
Лучшие документальные фильмы Netflix Лучшие документальные фильмы Netflix

Собрали для вас самые интересные работы, на которые не жалко потратить время.

GQ
Королева против: самые громкие скандалы Елизаветы II с членами семьи Королева против: самые громкие скандалы Елизаветы II с членами семьи

Отношения внутри королевской семьи никогда не были простыми

Cosmopolitan
Морская фигура Морская фигура

Актриса и новая ведущая реалити-шоу «Место под солнцем» Наталья Рудова на пляже

Maxim
Кевин Кван: Безумно богатая китайская девушка Кевин Кван: Безумно богатая китайская девушка

Отрывок из книги «Безумно богатая китайская девушка»

СНОБ
Инна Волкова Инна Волкова

Певица и участница «Колибри» возрождает легендарную группу девяностых и нулевых

Собака.ru
Что купить за 6 млн: обновленный Range Rover Sport Что купить за 6 млн: обновленный Range Rover Sport

Несколько фактов об очень харизматичном внедорожнике за 100 тысяч долларов

РБК
Как страшно жить Как страшно жить

Главные фобии XXI века и способы, которые помогут с ними справиться

Лиза
Открыть в приложении