Как эти книги раскрывают сюжеты кино

GQСобытия

В главной роли – литература: какие произведения читают герои популярных фильмов

И как эти книги раскрывают сюжеты кино.

Виктория Бутакова

«Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим»

Чарльз Диккенс

1849


20 декабря 1939 года критик Фрэнк Ньюджент назвал в обзоре для The New York Times только вышедший на экраны фильм Виктора Флемминга «Унесенные ветром» (1939) «представительной, скрупулезной и безграничной версией романа на 1037 страниц, согласованной с ним почти сценой за сценой с буквальностью, которой в Голливуде не удостаивались даже Шекспир или Диккенс». Однако одно из главных расхождений романа и сценария кроется именно в книге Диккенса. В самой напряженной сцене фильма Мелани Гамильтон читает ее женщинам, которые собрались за столом в ожидании своих мужей с кавалерийского рейда. В произведении Маргарет Митчелл вместо «Жизни Дэвида Копперфильда, рассказанной им самим», Мелани читает «Отверженных» Виктора Гюго.

29272f
«Унесенные ветром» (1939)

У Селзника были личные причины заменить произведение. Таким образом он выразил свое особое отношение к книге Диккенса и увековечил ее на киноэкране в качестве некоей благодарности за саму возможность существования этого фильма. Отец продюсера, крайне напоминающий Рэтта Батлера азартный авантюрист, постоянно ее перечитывал и передал эту привычку сыну вместе с книгой. К 1935 году Селзник уже всюду носил с собой потрепанный красный кожаный переплет и решил экранизировать произведение. Маргарет Митчелл, отказывавшаяся от съемок «Унесенных ветром», посмотрела «Дэвида Копперфильда» и согласилась передать права на свою книгу. К переписыванию текста в сценарий продюсер привлек несколько человек, включая Скотта Фицджеральда, и все же Виктор Флеминг, получив окончательный вариант, произнес уже ставшие легендарными слова: «У этого фильма два автора – Маргарет Митчелл и Дэйв Селзник».

292b67
«Правила виноделов» (1999)

В фильме Лассе Халльстрема «Правила виноделов» (1999) главный герой, сирота Гомер, несколько раз читает детям в приюте историю другого сироты – Дэвида Копперфильда. Как и персонаж Диккенса, герой Халльстрема еще в юности отправляется в дальний путь, не зная, куда он идет и чем займется; из места, где даже решение сойти с поезда дается с трудом. Он бросает врачевание, чтобы ловить омаров, собирать яблоки и, начав «свою новую жизнь под новым именем и со всем новым» в себе, продолжает читать вслух «Дэвида Копперфильда» людям, которые его окружают. Книга не только появляется в кадре и в диалогах; из нее позаимствовано имя одного из персонажей – Стирфорта, мальчика из приюта, который в фильме съел все тесто из кладовки.

292da7
«Правила виноделов» (1999)

Спустя год то же произведение использовал в своем фильме Брюс Робинсом, постановщик культовой стилеобразующей черной комедии «Уитнэйл и я» (1986).

292fe7
«Уитнэйл и я» (1986)

Хотя за основу сценария он взял собственный неопубликованный роман, Робинсон заявлял о своей одержимости диккенсианой и говорил, что снял кино под впечатлением от двух произвдений. Он показал их в заключительной сцене, где безымянный персонаж, от чьего лица ведется повествование, складывает книги в чемодан.
 Как и герои Диккенса, персонажи Робинсона становятся свидетелями эпохи упадка и вырождения, смерти утопической мечты. Два эксцентричных безработных актера пытаются сбежать из давящего города и отправляются в деревню под песни Джимми Хендрикса, чтобы топить печь ботинками, забивать куриц перед обедом и загонять за калитки убегающих быков, покуда не грязнут в своем разложении еще сильнее – получается этакая мрачно-безнадежная версия «Правил виноделов».
Вместе с «Дэвидом Копперфильдом» рассказчик увозит с собой еще одну книгу – «Наоборот» Жориса Карла Гюисманса, так называемую «библию декадента», практически лишенное действия произведение, описывающее лишь череду интересов, склонностей, антипатий и неприятий главного героя Жана дез Эссента, с чьего образа также частично списан Уитнэйл Робинсона.

«Идиот»

Федор Ддостоевский

1868

В романе, который писатель называл любимым своим произведением, Достоевский развивал экзистенциальную философию человека, социального отчуждения и анархического элемента свободы. Он направлял ее против теории среды, подчинившей индивидуальные различия требованиям окружения, и разделял личность на три слоя. Внешний, первичный, заложенный средой и воспитанием пласт его не особенно волновал – тот имел свойство удаляться в критические моменты. Его интересовала вечная борьба света и тьмы, окрашенная идеологически, зацикленная на второй, мировоззренческой, ступени, где человек узнает обе стороны посредством собственного выбора; на самом глубинном, метафизическом уровне он видел инстинктивный радар добра и зла. Рассуждая о трагедии свободной воли, он выделял два типа правонарушителей: к первым относились те, которые совершали преступления под давлением среды, – их Достоевский оправдывал, по-настоящему же виновными считая тех, кто в своих действиях поступает свободно.
 В «Идиоте» в образе напрочь лишенного эго князя Мышкина он выразил всю свою нравственно-философскую позицию, а в кино ее проиллюстрировал Жан-Люк Годар.

293227
«Береги правую» (1987)

Фильм «Береги правую» (1987) построен вокруг трех фигур: человека, именуемого Идиотом (его роль исполнил сам режиссер), сбежавшего в безлюдную швейцарскую деревню человека, который оказывается втянут в социальный и экономический мир и отправляется в город, чтобы снять и продать фильм; музыкального дуэта Les Rita Metsyoko, который весь фильм репетирует новый альбом и записывает его; и героя, называемого Индивидом, который появляется в сюрреалистических зарисовках о бывшем революционере, задающемся вопросом, на той ли планете находится – периодически роль рассказчика перенимает он. Каждый из них что-то ищет: первый – свое место назначения, вторые – правильное звучание, идеальную гармонию, третий жаждет совершенного общества, все они ищут свое место на Земле.
 Закадровый голос называет их то Идиотом, Индивидуумом и Человеком, то Идиотом, Художником и Принцем – персонаж Федора Михайловича и здесь оказывается единственным незыблемым в водовороте именований связующим звеном. Весь фильм состоит из сцен, перемежающихся серией шарад, загадок, головоломок, градом аллюзий, литературно-кинематографичеких цитат и витиеватых деклараций, в качестве подсказок к которым Годар подкидывает в кадры книгу Достоевского. Фрагментарность повествования доходит до крайности, режиссер так и не показывает ни одной полной версии песни дуэта и ни одной полной сцены из фильма, который снимает Идиот, не заканчивает сцен «Береги правую» и демонстрирует бесконечные раздробленные попытки персонажей создать что-нибудь целостное.
 Совсем иначе позицию отрешенного от земных страстей человека, который внезапно оказывается в них впутан, показывает Брэд Андерсон в фильме

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чума на оба ваших домена, или история большого взлома Чума на оба ваших домена, или история большого взлома

Мир – во власти хакеров?

GQ
Черная дыра извергает потоки вещества со сверхсветовой скоростью Черная дыра извергает потоки вещества со сверхсветовой скоростью

Ученые не сломали физику, а нашли пример сверхсветого движения

Популярная механика
Втроем дома: как братья-Калкины делят кинематографический Олимп Втроем дома: как братья-Калкины делят кинематографический Олимп

Что общего у трех знаменитых Калкинов и как они пробивали путь в большом кино

СНОБ
6 правил психологической безопасности при знакомствах в интернете 6 правил психологической безопасности при знакомствах в интернете

Сегодня миллионы людей встречают партнеров через интернет

Psychologies
«Если это не любовь, то что?»: созависимость в отношениях «Если это не любовь, то что?»: созависимость в отношениях

Почему мы выбираем холодных партнеров? Как отличить любовь от созависимости?

Psychologies
Драма на экране: зачем Александр Мамут и Иван Вырыпаев запускают онлайн-театр Драма на экране: зачем Александр Мамут и Иван Вырыпаев запускают онлайн-театр

Чем онлайн театр отличается от трансляции оперы или спектакля на экране?

Forbes
Владимир Познер о Боге, Москве и автомобилях. Большое интервью Владимир Познер о Боге, Москве и автомобилях. Большое интервью

Интервью с Владимиром Познером

4x4 Club
Лада Дэнс: да, нет, знаю Лада Дэнс: да, нет, знаю

Лада Дэнс всегда сама была продюсером своей жизни

Glamour
Сила, которая всегда со мной Сила, которая всегда со мной

Внутренние силы наших героев помогли им справиться с болезнями

Psychologies
Вечно молодой Вечно молодой

Дмитрий Харатьян, как, впрочем, и его герои, совсем не стареет

Лиза
Лучшие документальные фильмы Netflix Лучшие документальные фильмы Netflix

Собрали для вас самые интересные работы, на которые не жалко потратить время.

GQ
Наследников у вождей не бывает Наследников у вождей не бывает

25 мая 1922 года у Ленина случился удар. Казалось, он не выживет

Дилетант
Здесь мерилом работы считают усталость. Так ли уж вредны длинные выходные? Здесь мерилом работы считают усталость. Так ли уж вредны длинные выходные?

Нужно ли большие зимние и осенние выходные сократить?

СНОБ
Почему мы не всегда ждем продолжения любимых сериалов Почему мы не всегда ждем продолжения любимых сериалов

Новаторство сериального сторителлинга может потонуть в мыльной опере

РБК
Как правильно устраивать пробежки зимой Как правильно устраивать пробежки зимой

Зимой тоже можно бегать по утрам

Maxim
Глубинный народ Глубинный народ

Жизнь буквально раздавила скатов

Вокруг света
Тест и обзор Nubia Red Magic 3S: настоящий игровой смартфон Тест и обзор Nubia Red Magic 3S: настоящий игровой смартфон

Как обстоят дела с дисплеем, аккумулятором и камерой? Подробности в нашем обзоре

CHIP
Кругосветные паруса Кругосветные паруса

Кругосветное плавание в честь 200‑летия открытия Антарктиды

Огонёк
Эффект плацебо Эффект плацебо

Что такое эффект плацебо и можно ли его использовать в медицине?

Psychologies
Процедура наращивания ресниц: виды, материалы и время процедуры Процедура наращивания ресниц: виды, материалы и время процедуры

Всё, что необходимо знать о наращивании ресниц в салонных или домашних условиях

Cosmopolitan
Расслабься и получай удовольствие: 7 поз с веревками и путами Расслабься и получай удовольствие: 7 поз с веревками и путами

Связать кого-то или позволить кому-то связать себя — это большое доверие

Cosmopolitan
Родители-манипуляторы: три типичные тактики Родители-манипуляторы: три типичные тактики

По разным причинам родители порой применяют «запрещенные приемы»

Psychologies
Раздельно нажитое Раздельно нажитое

Как сохранить теплые отношения, рассчитывая только на собственную зарплату

Cosmopolitan
В гостях у сказки В гостях у сказки

Юрий Колокольников дорос до семейного кино

Tatler
«Лебедь» возвращается «Лебедь» возвращается

Ту-160 сегодня готовится ко второй жизни

Популярная механика
Бенедикт Камбербэтч и еще 5 жертв, которые перехитрили своих похитителей Бенедикт Камбербэтч и еще 5 жертв, которые перехитрили своих похитителей

Вы бы смогли сохранить хладнокровие, окажись на месте героини триллера?

Cosmopolitan
Лечиться по-другому Лечиться по-другому

Физические и психические болезни взаимосвязаны

Psychologies
Пример для детей: как я похудела на 27 кило и создала свою собственную диету Пример для детей: как я похудела на 27 кило и создала свою собственную диету

Наша героиня, человек с творческим подходом, решила не следовать чужим советам

Cosmopolitan
Российская мода: есть ли в ней эстетика или это просто экономика? Российская мода: есть ли в ней эстетика или это просто экономика?

Сегодня традиционные сарафаны, гжель, хохлома в дизайне одежды встречаются редко

Forbes
Любовь не знает границ Любовь не знает границ

Судьба подбрасывает Любе новые испытания, но следом всегда приходит помощь

Лиза
Открыть в приложении