Как эти книги раскрывают сюжеты кино

GQСобытия

В главной роли – литература: какие произведения читают герои популярных фильмов

И как эти книги раскрывают сюжеты кино.

Виктория Бутакова

«Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим»

Чарльз Диккенс

1849


20 декабря 1939 года критик Фрэнк Ньюджент назвал в обзоре для The New York Times только вышедший на экраны фильм Виктора Флемминга «Унесенные ветром» (1939) «представительной, скрупулезной и безграничной версией романа на 1037 страниц, согласованной с ним почти сценой за сценой с буквальностью, которой в Голливуде не удостаивались даже Шекспир или Диккенс». Однако одно из главных расхождений романа и сценария кроется именно в книге Диккенса. В самой напряженной сцене фильма Мелани Гамильтон читает ее женщинам, которые собрались за столом в ожидании своих мужей с кавалерийского рейда. В произведении Маргарет Митчелл вместо «Жизни Дэвида Копперфильда, рассказанной им самим», Мелани читает «Отверженных» Виктора Гюго.

29272f
«Унесенные ветром» (1939)

У Селзника были личные причины заменить произведение. Таким образом он выразил свое особое отношение к книге Диккенса и увековечил ее на киноэкране в качестве некоей благодарности за саму возможность существования этого фильма. Отец продюсера, крайне напоминающий Рэтта Батлера азартный авантюрист, постоянно ее перечитывал и передал эту привычку сыну вместе с книгой. К 1935 году Селзник уже всюду носил с собой потрепанный красный кожаный переплет и решил экранизировать произведение. Маргарет Митчелл, отказывавшаяся от съемок «Унесенных ветром», посмотрела «Дэвида Копперфильда» и согласилась передать права на свою книгу. К переписыванию текста в сценарий продюсер привлек несколько человек, включая Скотта Фицджеральда, и все же Виктор Флеминг, получив окончательный вариант, произнес уже ставшие легендарными слова: «У этого фильма два автора – Маргарет Митчелл и Дэйв Селзник».

292b67
«Правила виноделов» (1999)

В фильме Лассе Халльстрема «Правила виноделов» (1999) главный герой, сирота Гомер, несколько раз читает детям в приюте историю другого сироты – Дэвида Копперфильда. Как и персонаж Диккенса, герой Халльстрема еще в юности отправляется в дальний путь, не зная, куда он идет и чем займется; из места, где даже решение сойти с поезда дается с трудом. Он бросает врачевание, чтобы ловить омаров, собирать яблоки и, начав «свою новую жизнь под новым именем и со всем новым» в себе, продолжает читать вслух «Дэвида Копперфильда» людям, которые его окружают. Книга не только появляется в кадре и в диалогах; из нее позаимствовано имя одного из персонажей – Стирфорта, мальчика из приюта, который в фильме съел все тесто из кладовки.

292da7
«Правила виноделов» (1999)

Спустя год то же произведение использовал в своем фильме Брюс Робинсом, постановщик культовой стилеобразующей черной комедии «Уитнэйл и я» (1986).

292fe7
«Уитнэйл и я» (1986)

Хотя за основу сценария он взял собственный неопубликованный роман, Робинсон заявлял о своей одержимости диккенсианой и говорил, что снял кино под впечатлением от двух произвдений. Он показал их в заключительной сцене, где безымянный персонаж, от чьего лица ведется повествование, складывает книги в чемодан.
 Как и герои Диккенса, персонажи Робинсона становятся свидетелями эпохи упадка и вырождения, смерти утопической мечты. Два эксцентричных безработных актера пытаются сбежать из давящего города и отправляются в деревню под песни Джимми Хендрикса, чтобы топить печь ботинками, забивать куриц перед обедом и загонять за калитки убегающих быков, покуда не грязнут в своем разложении еще сильнее – получается этакая мрачно-безнадежная версия «Правил виноделов».
Вместе с «Дэвидом Копперфильдом» рассказчик увозит с собой еще одну книгу – «Наоборот» Жориса Карла Гюисманса, так называемую «библию декадента», практически лишенное действия произведение, описывающее лишь череду интересов, склонностей, антипатий и неприятий главного героя Жана дез Эссента, с чьего образа также частично списан Уитнэйл Робинсона.

«Идиот»

Федор Ддостоевский

1868

В романе, который писатель называл любимым своим произведением, Достоевский развивал экзистенциальную философию человека, социального отчуждения и анархического элемента свободы. Он направлял ее против теории среды, подчинившей индивидуальные различия требованиям окружения, и разделял личность на три слоя. Внешний, первичный, заложенный средой и воспитанием пласт его не особенно волновал – тот имел свойство удаляться в критические моменты. Его интересовала вечная борьба света и тьмы, окрашенная идеологически, зацикленная на второй, мировоззренческой, ступени, где человек узнает обе стороны посредством собственного выбора; на самом глубинном, метафизическом уровне он видел инстинктивный радар добра и зла. Рассуждая о трагедии свободной воли, он выделял два типа правонарушителей: к первым относились те, которые совершали преступления под давлением среды, – их Достоевский оправдывал, по-настоящему же виновными считая тех, кто в своих действиях поступает свободно.
 В «Идиоте» в образе напрочь лишенного эго князя Мышкина он выразил всю свою нравственно-философскую позицию, а в кино ее проиллюстрировал Жан-Люк Годар.

293227
«Береги правую» (1987)

Фильм «Береги правую» (1987) построен вокруг трех фигур: человека, именуемого Идиотом (его роль исполнил сам режиссер), сбежавшего в безлюдную швейцарскую деревню человека, который оказывается втянут в социальный и экономический мир и отправляется в город, чтобы снять и продать фильм; музыкального дуэта Les Rita Metsyoko, который весь фильм репетирует новый альбом и записывает его; и героя, называемого Индивидом, который появляется в сюрреалистических зарисовках о бывшем революционере, задающемся вопросом, на той ли планете находится – периодически роль рассказчика перенимает он. Каждый из них что-то ищет: первый – свое место назначения, вторые – правильное звучание, идеальную гармонию, третий жаждет совершенного общества, все они ищут свое место на Земле.
 Закадровый голос называет их то Идиотом, Индивидуумом и Человеком, то Идиотом, Художником и Принцем – персонаж Федора Михайловича и здесь оказывается единственным незыблемым в водовороте именований связующим звеном. Весь фильм состоит из сцен, перемежающихся серией шарад, загадок, головоломок, градом аллюзий, литературно-кинематографичеких цитат и витиеватых деклараций, в качестве подсказок к которым Годар подкидывает в кадры книгу Достоевского. Фрагментарность повествования доходит до крайности, режиссер так и не показывает ни одной полной версии песни дуэта и ни одной полной сцены из фильма, который снимает Идиот, не заканчивает сцен «Береги правую» и демонстрирует бесконечные раздробленные попытки персонажей создать что-нибудь целостное.
 Совсем иначе позицию отрешенного от земных страстей человека, который внезапно оказывается в них впутан, показывает Брэд Андерсон в фильме

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что Олимпийские игры значат для российских чемпионов Что Олимпийские игры значат для российских чемпионов

Российские чемпионы — об Олимпийских играх в Токио

GQ
Пробуй, братан! Пробуй, братан!

Чего хочет молодежь из провинции? Переехать в большой город и добиться успеха

Эксперт
«Настоящая боль»: как фильм Джесси Айзенберга деликатно исследует тему Холокоста «Настоящая боль»: как фильм Джесси Айзенберга деликатно исследует тему Холокоста

Кино о теме Холокоста и запутанных отношениях двух братьев

Forbes
Личные и общие границы в отношениях: почему их нарушают и как защитить Личные и общие границы в отношениях: почему их нарушают и как защитить

Как понять, кто и где нарушает ваши границы, а где вы делаете это сами

Psychologies
Чистота Чистота

Почему современная одержимость гигиеной может принести больше вреда, чем пользы

kiozk originals
Вам по дороге Вам по дороге

Машины, которые доставят вас в самые отдалённые уголки биосфер

Robb Report
«Русский немец белокурый едет в дальнюю страну…» «Русский немец белокурый едет в дальнюю страну…»

Иногда при атрибуции портретов поиск приводит к двум кандидатам

Дилетант
Как правильно пользоваться Википедией Как правильно пользоваться Википедией

Как ссылаться в споре на Википедию и не краснеть

Maxim
Саморефлексия: как развить в себе эту способность, но не превратиться в ипохондрика Саморефлексия: как развить в себе эту способность, но не превратиться в ипохондрика

Как найти баланс между излишним и рациональным отслеживанием своих чувств?

Psychologies
Прощай, легенда: жизнь Коби Брайанта на корте и за его пределами Прощай, легенда: жизнь Коби Брайанта на корте и за его пределами

Великий атлет запомнился не только спортивными достижениями

Forbes
Высоко сижу Высоко сижу

Алексей Николашин оформил квартиру на самом высоком этаже в Москве-Сити

AD
Шеллак: что это такое и как наносить шеллак Шеллак: что это такое и как наносить шеллак

Рассказываем о том, что такое шеллак и какой маникюр с ним можно сделать

Cosmopolitan
Как устроены современные наручные часы: репетир, турбийон, вечный календарь и другие навороты Как устроены современные наручные часы: репетир, турбийон, вечный календарь и другие навороты

Отправляясь в часовой салон, прихвати с собой нашу шпаргалку

Maxim
Танк среди ясного неба. История летающей боевой машины Танк среди ясного неба. История летающей боевой машины

Конструкторов военной техники нередко называют злыми милитаристами

Maxim
Основатель бизнеса и его друг инвестор: как не поссориться и вместе заработать деньги Основатель бизнеса и его друг инвестор: как не поссориться и вместе заработать деньги

Как основателю бизнеса и инвестору избежать конфликта

Forbes
Диета после удаления аппендицита: лечебное меню на каждый день Диета после удаления аппендицита: лечебное меню на каждый день

Основные правила, продукты и меню для пациентов, которым удалили аппендикс

Cosmopolitan
Счета за электричество: как светофор превратился в ловушку для водителей Счета за электричество: как светофор превратился в ловушку для водителей

Негаснущая стрелка на светофоре превратилась в ловушку для водителей

РБК
Кинотеатр «Юность» Кинотеатр «Юность»

Кинокритики хвалят Тимоти Шаламе за игру, редакторы моды — за стиль

Glamour
Король говорит Король говорит

Гарик Мартиросян положил партбилет Comedy на стол и ушел работать над стендапом

Glamour
Раздельно нажитое Раздельно нажитое

Как сохранить теплые отношения, рассчитывая только на собственную зарплату

Cosmopolitan
Пятое поколение Toyota RAV4. Ахиллесова пята идеального кроссовера Пятое поколение Toyota RAV4. Ахиллесова пята идеального кроссовера

Новый Toyota RAV4 – долгожданная и самая громкая премьера прошедшего года

4x4 Club
Как научиться подтягиваться на турнике: эффективная программа для начинающих Как научиться подтягиваться на турнике: эффективная программа для начинающих

Самое время научиться подтягиваться на турнике, если ты до сих пор не умеешь

Playboy
Нарасхват: бренд, с которым в этом сезоне дизайнеры сотрудничали чаще всего Нарасхват: бренд, с которым в этом сезоне дизайнеры сотрудничали чаще всего

Триумфальное шествие adidas началось в Лондоне

GQ
Покупатель под лупой Покупатель под лупой

К чему приведёт регулирование сделок с искусством?

Robb Report
Спасибо, что продержались. Какое наследие оставило правительство Дмитрия Медведева Спасибо, что продержались. Какое наследие оставило правительство Дмитрия Медведева

Какое наследие оставил медведевский кабинет своим преемникам в Белом доме?

Forbes
Как другая модель оплаты решает кризис доверия на рынке блогеров Как другая модель оплаты решает кризис доверия на рынке блогеров

Рынок рекламы в блогах проходит через стадию трансформации модели оплаты

Forbes
Джентльменский напор Джентльменский напор

Криминальная сага от режиссёра «Большого куша»

GQ
Наталия Орейро: С каждым годом я становлюсь лучше Наталия Орейро: С каждым годом я становлюсь лучше

Больше всего Наталия ценит свободу, но ее жизнь расписана на несколько лет

Добрые советы
В гостях у сказки В гостях у сказки

Юрий Колокольников дорос до семейного кино

Tatler
Не для слабонервных: 10 самых омерзительных блюд в мире Не для слабонервных: 10 самых омерзительных блюд в мире

Самые кошмарные национальные блюда, которыми можно напугать до чертиков

Cosmopolitan
Открыть в приложении