Самая вредная вещь, которой вас научила школа, не связана с учебными предметами

Inc.Стиль жизни

Урок, о котором стоит забыть. Эссе Пола Грэма о бесполезных экзаменах и вреде оценок

Самая вредная вещь, которой вас научила школа, не связана с каким-либо учебным предметом. Это — стремление получать хорошие оценки.

Пол Грэм, основатель Y Combinator

Фото: Chris Ryan/GettyImages

Когда я учился в университете, один особо усердный выпускник философского факультета сказал мне, что его не заботят полученные оценки, — для него важнее полученные знания. Эти слова запали мне в голову, поскольку ничего подобного я раньше не слышал.

Для меня, как и для большинства студентов, оценки были важнее самого получения знаний. Я был довольно усердным, искренне интересовался большинством лекций, которые посещал, и прилагал много усилий к учебе. И всё же самое большое усердие я проявлял во время подготовки к экзамену.

Теоретически тесты — это просто проверка того, что вы узнали во время учебы. По сути, вам не нужна какая-то особая подготовка к ним. Это должно быть так же легко, как сдать кровь на анализ. Вы учитесь во время лекций и семинаров, читаете рекомендованную литературу и выполняете задания. А тест — просто мерило усвоения информации.

Однако на практике всё иначе. По сути, фраза «подготовка к экзамену» — это и есть сам процесс обучения. Разница между прилежными и слабыми учениками заключалась в том, что первые усердно готовились к экзаменам, а вторые — нет. Но ни те, ни другие не сидели по ночам за учебниками во время самого семестра.

Хотя я был прилежным учеником, я почти полностью ориентировался на получение хороших оценок по предмету.

Многих, наверное, удивит слово «хотя» в предыдущем предложении. Разве отличник — не синоним прилежного ученика? Вот насколько глубоко засело ориентирование на оценки в нашу культуру.

Неужели это плохо, что ориентиром учебы выступают оценки? Да. И только спустя десятилетия после университета, уже будучи руководителем Y Combinator, я понял, насколько это плохо.

Конечно, во время учебы я знал, что подготовка к экзамену не эквивалентна реальному получению знаний. Вряд ли всё то, что вы впихнули в голову в ночь перед сдачей, задержится в ней надолго. Но проблема куда серьезнее. Большинство экзаменов абсолютно не справляются со своим основным предназначением.

Если б на экзаменах действительно оценивали уровень обучения, всё было бы не так плохо. Хорошие оценки и знания в итоге совпадают, но происходит это несколько позднее. Проблема в том, что почти все тесты, которые дают студентам, можно «взломать». Большинство людей, получающих хорошие оценки, это прекрасно понимают. И думать иначе наивно.

Предположим, вы изучаете средневековую историю и приближается выпускной экзамен. По идее, он должен оценить ваши знания по истории средневековья, верно? Поэтому оставшуюся до экзамена пару дней лучше провести за хорошими книгами по средневековой истории. Так вы сможете много узнать за короткий период времени и получить хорошую оценку.

Но опытные студенты считают иначе. Просто чтение хорошей книги по средневековой истории — потеря времени. Большая часть информации оттуда не войдет в экзаменационные билеты и тесты. Нужно читать не книги, а конспекты и ту литературу, которую преподаватель изначально порекомендовал студентам. И даже большую часть из этого можно проигнорировать, потому что вам нужно беспокоиться только о фактах и цифрах, которые могут войти в контрольные вопросы. Вы ищете определенные куски информации. Если в рекомендованной книге есть интересный экскурс по каким-то тонкостям, можно смело его пропускать — такие вещи не включают в контрольные тесты. Но если профессор пишет про три основных причины церковного раскола 1378 года или три основных последствия «Черной смерти» — это нужно запомнить. А были ли они на самом деле причинами или следствиями — неважно. В ваших интересах сейчас считать, что это было именно так.

В университете экзаменационные билеты и тесты часто повторяются из года в год. Это еще больше сужает спектр информации, которую нужно запомнить. Вы можете не только узнать, какие вопросы любит задавать преподаватель, но и получить готовые ответы от студентов старших курсов. Многие преподаватели не меняют задания для тестов. За десять лет преподавания сложно не использовать какие-то вопросы повторно, даже если это происходит непреднамеренно.

У некоторых преподавателей могут быть свои политические убеждения, и вам приходится их разделять. Вряд ли в этом есть необходимость на занятиях по математике, точным наукам или инженерии. Но есть предметы, где без этого не обойтись.

Получить хорошую оценку по какому-то предмету — не то же самое, что много знать о нем. Большинство студентов делают выбор в пользу чего-то одного. И нельзя винить их, если они предпочитают оценки. Все судят их по ним. При присуждении стипендии, зачислении в аспирантуру, поступлении на работу. Даже их родители интересуются именно оценками.

Мне нравилось учиться, писать исследовательские работы и программы. Но делал ли я после их сдачи еще какие-нибудь исследования — просто для своего удовольствия? Конечно, нет. Мне нужно было делать домашние задания по другим предметам. Если когда-либо приходилось выбирать между обучением и оценками, я выбирал оценки. Я же поступил в университет не для того, чтобы быть «двоечником».

Любой, кто заботится о хороших оценках, должен играть по этим правилам — иначе его обойдут другие. А в элитных университетах об оценках заботятся если не все, то почти все. В результате учащиеся соревнуются в том, чтобы максимально увеличить разрыв между обучением и получением хороших оценок.

Почему тесты так плохи? Точнее, почему их столь легко «взломать»? На это может ответить любой опытный программист. Насколько легко взломать программу, автор которой не позаботился о защите от хакеров? Обычно она дырявая, как дуршлаг!

Возможность взлома — это характеристика всех тестов, которые вам предлагают пройти в университете. И как раз в этом причина того, что они не справляются со своим основным предназначением — замером уровня знаний. Люди, которые создают такие тесты, не прикладывают особых усилий для предотвращения взлома.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Можно все! 25 доказательств того, что после 30 жизнь становится только лучше Можно все! 25 доказательств того, что после 30 жизнь становится только лучше

Кажется, что после 30 лет все меняется и... не в лучшую сторону, но это не так!

Cosmopolitan
Говорит и доказывает Говорит и доказывает

Как можно трезво смотреть на актуальные процессы и оставаться главным оптимистом

Harper's Bazaar
Самая сложная головоломка в мире. Попробуешь разгадать? Самая сложная головоломка в мире. Попробуешь разгадать?

Мы приготовили для тебя задачку, которую называют самой сложной в мире

Cosmopolitan
Ольга Бузова и Дмитрий Тарасов: история любви длиною в 5 лет Ольга Бузова и Дмитрий Тарасов: история любви длиною в 5 лет

Семья Ольги Бузовой и Дмитрия Тарасова не просуществовала и 5 лет

Cosmopolitan
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Нахимичить на миллиард Нахимичить на миллиард

Компания «Грасс» заняла половину рынка профессиональной автохимии

Эксперт
Графен меняет всё Графен меняет всё

Разработки на основе графена уже близки к массовому внедрению в экономику

Эксперт
Стресс и ПМС Стресс и ПМС

Как эмоциональные встряски влияют на женское здоровье?

Лиза
От зависимости к свободе: как развивается наша личность От зависимости к свободе: как развивается наша личность

Рождаемся мы личностью или становимся?

Psychologies
Ученые напугали синантропных пауков муравьиным запахом Ученые напугали синантропных пауков муравьиным запахом

Вещества, выделяемые муравьями, могут стать основой для антипаучьих репеллентов

N+1
Дом Радио Дом Радио

Обитатели Дома Радио впервые рассказывают, зачем они все здесь собрались

Собака.ru
«На фото девочка 20 лет, не больше»: Юлия Ковальчук в трусиках изумила фанатов «На фото девочка 20 лет, не больше»: Юлия Ковальчук в трусиках изумила фанатов

Юлия Ковальчук раскрыла свои секреты идеальной фигуры

Cosmopolitan
Продукты с отрицательной калорийностью Продукты с отрицательной калорийностью

Продукты с отрицательной калорийностью - миф это или правда? Пора разобраться

Cosmopolitan
Все в сад и не только: 6 новых идей для пикников Все в сад и не только: 6 новых идей для пикников

В погожий день так и тянет на улицу

Esquire
Капитаны дорогого плавания Капитаны дорогого плавания

Кто и зачем идет работать на крупные частные яхты?

Forbes Life
От грядок до чаепития: уДачный день, о котором захочется рассказать в соцсетях От грядок до чаепития: уДачный день, о котором захочется рассказать в соцсетях

Как выжать максимум из путешествия на дачу

Cosmopolitan
Известковые отложения указали на регулярное обслуживание самого большого акведука Известковые отложения указали на регулярное обслуживание самого большого акведука

Акведук из Константинополя поддерживали в рабочем состоянии 700 лет

N+1
Большое количество энтеробактерий в кишечнике связали с повышенным риском смерти Большое количество энтеробактерий в кишечнике связали с повышенным риском смерти

Высокое содержание энтеробактерий в кишечнике увеличило вероятность смерти

N+1
Бьюти-эволюция Алсу: как менялся образ звезды на протяжении 20 лет Бьюти-эволюция Алсу: как менялся образ звезды на протяжении 20 лет

Алсу - одна их самых красивых и популярных певиц в России

Cosmopolitan
Как The Beatles впервые оказались за границей и как проходила их знаменитая поездка в Гамбург. Фрагмент книги Рэя Коннолли Как The Beatles впервые оказались за границей и как проходила их знаменитая поездка в Гамбург. Фрагмент книги Рэя Коннолли

Отрывок из книги "Быть с Джоном Ленноном" о поездке The Beatles в Гамбург

Esquire
Древним австралийцами разрешили приходить в Сахул с севера и юга Древним австралийцами разрешили приходить в Сахул с севера и юга

С какой скоростью и какими путями заселялся древний материк Сахул

N+1
Слово – защите Слово – защите

Интервью с активистками Аленой Поповой и Анной Ривиной

Harper's Bazaar
«У нас никогда не будет историй». Как основатель Instagram боролся с мусором, Цукербергом, подростками и Snapchat «У нас никогда не будет историй». Как основатель Instagram боролся с мусором, Цукербергом, подростками и Snapchat

Отрывок из книги «No Filter. История Instagram»

Inc.
Снимаешь как дышишь: «Вендерс» — тихая, но важная документальная премьера Beat Film Festival Снимаешь как дышишь: «Вендерс» — тихая, но важная документальная премьера Beat Film Festival

Вим Вендерс представляет для современного зрителя чрезвычайный интерес

Esquire
От эпиляции до больших губ: какие процедуры косметологи никогда не делают себе От эпиляции до больших губ: какие процедуры косметологи никогда не делают себе

О каких услугах косметолога стоит позабыть?

Cosmopolitan
Потерялся в лесу Потерялся в лесу

Фрагменты книги инструктора «Лиза Алерт», посвященные поискам в лесу

Домашний Очаг
Может ли цвет вызывать аппетит Может ли цвет вызывать аппетит

Действительно ли цвета влияют на наше восприятие пищи и голод?

Популярная механика
Консервный нож для немцев: 7 фактов о самой страшной советской самоходке Консервный нож для немцев: 7 фактов о самой страшной советской самоходке

Боевой путь ИСУ-152 — от Берлина до Чернобыля

Maxim
Глава из книги лауреата Букеровской премии Говарда Джейкобсона «Немного пожить» Глава из книги лауреата Букеровской премии Говарда Джейкобсона «Немного пожить»

Первая глава из новой книги Говарда Джейкобсона «Немного пожить»

СНОБ
Поколение Doom'еров: правда ли видеоигры влияют на массовые расстрелы в школах? Поколение Doom'еров: правда ли видеоигры влияют на массовые расстрелы в школах?

Связаны ли экшен-шутеры с массовыми убийствами

Esquire
Открыть в приложении